«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» (Евр. 3:14-15).
ГлавнаяСтатьи /  НОВЫЙ ИЗБРАННЫЙ НАРОД: КОРПОРАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗБРАНИЕ
PDF Print E-mail

НОВЫЙ ИЗБРАННЫЙ НАРОД: КОРПОРАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗБРАНИЕ

У.Клейн

Отрывок из готовящейся к печати книги, по эксклюзивному разрешению директора издательства "Смирна" С. Каспрова

Как ранняя церковь рассматривала избрание, в свете того, как это отображено в Новом Завете? Во-первых, мы определим сущность избрания. Затем остановимся на нескольких заключениях, затрагивающих различные аспекты избрания, а именно: Божий призыв, предведение, предопределение и воля. В некоторых местах я изложу то, что, по моему мнению, может быть важным в вопросе применения этих выводов к ситуации сегодняшней церкви.

1.    Корпоративная сущность избрания к спасению
В соответствии с данными, представленными в Ветхом Завете, новозаветные авторы представляют избрание с двух точек зрения: корпоративной и индивидуальной. Мой вывод, прежде всего, заключается в том, что новозаветные авторы пишут, в первую очередь (если не исключительно), о спасительном избрании, используя при этом корпоративные термины. Другими словами, Господь избрал к спасению единое целое. Избрание к спасению применяется к церкви как к Богом избранному народу. Хотя Господь ранее избрал Израиль, последний лишился своего положения и благословений, которые Господь предложил ему, потому что не смог жить согласно тем условиям завета, которые Господь заключил с этим народом.
Для Павла Израиль все еще имеет свое избрание в национальном или этническом смысле (Рим. 11:28-29). Господь не отвергнул Свой народ (11:2). Павел придерживался учения Ветхого Завета и иудаизма, согласно которому Израиль – Богом избранный народ (ср. 9:11, 13). Однако теперь Господь избрал новый эсхатологический народ – церковь. Несколько новозаветных авторов настаивают на том, что церковь унаследовала много терминов, категорий и обетований, которые Господь дал израильскому народу1. (1 См. напр. Гал. 6:16 (церковь как новый Израиль вытеснила старый Израиль); Флп. 3:3 (христиане названы обрезанными); Рим. 9:25 (язычники названы «Моим народом»); Рим. 2:28 (быть иудеем – это вопрос внутреннего состояния); Рим. 11:17-24 (язычники сопричислены к числу Божьего народа); 1 Пет. 2:9-10 (церковь – избранный род).) Христианская церковь теперь имеет уникальное положение как «избранный народ». Джуетт изложил это, комментируя слова-предупреждения Иисуса, обращенные к неверующим иудеям в Евангелии от Матфея 21:43:

Полный текст статьи в формате pdf вы можете прочитать или скачать здесь

 

«Если церковь – это «народ», которые наследует Царство, принадлежащее Израилю, тогда церковь должна наследовать и избрание, принадлежащее Израилю. Как ранее Израиль, так теперь избранным сообществом является церковь»2. (2 Paul Jewett, Election and Predestination (Grand Rapids: Eerdmans, 1985), 32-33.)

Только те, кто имеет спасительную веру во Христа, наследуют благословение вечной жизни (Рим. 9:6,30-32; 10:9,16,20-21). Павел настаивает на том, что вера была всегда критерием спасения. Хотя народ израильский и имел положение избранного, в сущности, только уверовавший «остаток» был поистине спасен (Рим. 11:5,7). Иисус делает акцент на необходимости проявления со стороны «избранных» доверия или веры. Ввиду этого иудеи не могли рассчитывать на положение избранных как дети Авраама. Церковь как община тех, кто верит во Христа, состоит из народа Божьего и, более того, из избранных.
Наше исследование книг Нового Завета требует, чтобы мы рассматривали избрание к спасению с корпоративной точки зрения. Мы нашли в синоптических Евангелиях, книгах Иоанна, Петра, Иакова и Павла доказательства, что Господь избрал народ как целую общность. В текстах, где речь идет об избрании, употребляется в большинстве случаев множественное число. Хотя мы можем рассматривать несколько из этих примеров как смесь избранных отдельных лиц, большинство стихов должно быть рассмотрено во свете терминов, характеризующих понятие «общность». Это создает непреодолимое впечатление – в свете ветхозаветного образца избранного народа – что Бог избрал церковь как единое целое скорее, чем отдельные личности, составляющие этот монолит. Автор Второго послания Иоанна в обращении к двум поместным церквам «избранной госпоже» (ст. 1) и «твоей избранной сестре» (ст. 13) подчеркивает эту убежденность в избранности Тела Христа.
Павел утверждает, что вся совокупность христиан была избрана «во Христе» прежде создания мира (Еф. 1:4, 11). Вызывает особый интерес феномен доктрины «во Христе», которой пропитаны книги Павла3. (3 Данное выражение особенно распространено в Послании к ефесянам. В сущности, Аллен (J. A. Allan, “The ‘in Christ’ Formula in Ephesians”, NTS 5 (1959): 54-62) думает, что данное выражение слишком распространено в Послании к Ефесянам, так что использует это в качестве аргумента против авторства Павла. Хотя мы находим его доводы неубедительными, этот вопрос не имеет никакого отношения к нашему исследованию в данном случае.) И даже когда Павел и не использует эту фразу, он рассматривает церковь как общину, которая каким-то образом соединена во Христе4. (4 Павел распространяет этот союз со Христом и на индивидуальный уровень отношений. Примечательно то, что Павел приравнивает спасение с крещением во Христа Иисуса (Рим. 6:3). Кроме того «ветхий наш человек распят с Ним» и «мы умерли со Христом» (Рим. 6:6,8). Павел утверждает: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).) Сандерс утверждает: «Христиане – это действительно одно Тело и Дух со Христом»5. (5 E. P. Sanders, Paul and Palestinian Judaism (London: SCM, 1977), 237.) Подобным образом Бест подчеркивает:

«Выражение «члены во Христе» предполагает очень близкое родство между Христом и общиной верующих. Если они Его члены, тогда они и образуют Его. Церковь или община верующих, таким образом, идентична Христу. Церковь – есть Христос»6. (6 E. Best, One Body in Christ (London: SPCK, 1955), 78. Необходимо пролить свет на позицию Беста. Он верит, что тело – это метафора. Церковь подобна Телу Христа. Это «не есть на самом деле, или онтологически Тело Христа» (100).)

Так, если совокупность христиан была избрана во Христе, церковь получает свое избрание благодаря избранию Христа (см. Лк. 9:35; 1 Пет. 2:4-6)7. (7 См. также Лк. 22:22; Ин. 1:34, ст. 1; 12:32-33; 13:19,27-28; 18:32; Деян. 2:23; 3:18; 4:27; 13:27. Мы нашли ряд текстов, которые утверждают, что Христос был избран и предопределен Богом для спасения. Не только описанные в Евангелиях события Его Крещения и Преображения свидетельствуют об этом, но и весь Новый Завет, как показало наше исследование.) Ричардсон говорит об этом так: «Если христиане – это «избранные», то это потому, что они «во Христе», так как они крещены именем Того, Кто Один по преимуществу может быть назван Избранным Божьим»8. (8 A. Richardson, An Introduction to the Theology of the New Testament (London: SCM, 1958), 279. Стендаль (K. Stendhal, “The Called and the Chosen. An Essay on Election”, in The Root of the Vine, ed. By A. Fridrichsen (London: Dacre, 1953), 68) вторит этому утверждению: «Избрание во Христе непосредственно подразумевает, что Христос истинно Избранный как Возлюбленный Сын, в Котором Бог имеет благоволение. Верные становятся участниками Его избрания».)

В нашем исследовании Ветхого Завета мы отметили, что Бог избрал Авраама и его семя быть избранной нацией. Следовательно, Господь избрал Христа и тех, которые верой пребывали «в Нем», быть избранным Его народом. Суверенная избирательная благодать Бога избрала общину тех, кто «во Христе». Христос – Божий Избранник, церковь избрана в Нем.
Это приводит нас к размышлению над всей структурой «корпоративного единства», что так несвойственно нашему западному образу мышления. В своей книге «Новозаветный мир» Брюс Малина убедительно утверждает, что средиземноморский человек первого столетия не разделял или не понимал нашей идеи индивидуализма9. (9 B. Malina, The New Testament World (Atlanta: John Knox, 1981). См. в частности главу 3, “The First-Century Personality: The Individual and the Group”, 51-70.) Малина убежден, что вместо того, чтобы быть индивидуалистическими, в новозаветном мире люди были теми, кого он называет «двухэлементными». Иными словами они представляли себя лишь в отношениях с другими, но не отдельно от них. Также они не рассматривали людей в свете определенных качеств каждой отдельной личности, но делали это скорее в свете характеристик всей семьи, деревни, города или нации. Это проливает свет на то, что Павел представляет церковь как объединенную во Христе. Это помогает объяснить ряд корпоративных метафор, используемых при описании им церкви – Тело Христа10 (10 Хотя в этом отношении он, кажется, отдает предпочтение другой точке зрения, Брюс (F. F. Bruce, “The Logic of the Damascus Road”, Scottish Evangelical Theological Society Bulletin, 2:10) предлагает, что «концепция евреев о «корпоративной личности» могла происходить из того, как Павел представлял церковь, а именно – как Тело Христа.), дом (храм), невеста, Божий народ и «во Христе». Христиане идентифицируются как члены этого составного организма11. (11 Уайтли (D. E. H. Whitely, The Theology of St. Paul (Oxford: Blackwell, 1954), 45) заходит так далеко, что утверждает следующее: «Одно из главных разногласий этой книги заключается в том, что многие фундаментальные доктрины Павла могут быть правильно интерпретированы, только учитывая то, что он принимал за должное предположение о человеческой солидарности». Это мнение, бесспорно, не ограничено строго книгами Павла. Шнакенберг выступает в защиту четкого корпоративного значения темы спасения в книгах Иоанна (R. Schnackenberg, The Gospel According to St. John, 3 vols. (New York: Herder and Herder; London: Burns & Oates, 1968) 3:206-17), отмечая следующее: «Единство не только просто основано на Христе, оно имеет свой неизменный экзистенциональный центр пребывания в Нем» (212).)
Так, хотя индивидуализм преобладает в современном мировоззрении, это было абсолютно несвойственно тому времени и миру, когда жили авторы Нового Завета12. (12 Это также не соответствует и другим не-западным культурам сегодня. Гоба в главе «Corporate Personality: Ancient Israel and Africa» (The Challenge of Black Theology in South Africa, ed. B. Moore (Atlanta: John Knox, 1974)) подчеркивает сильное значение корпоративной личности в африканской культуре, основанной на монархической форме правления. Существует родственное единство, превышающее интересы и чувства отдельной личности. Он отмечает, что личность является частью общности. «Личность зависит от корпоративной группы» (68). «Существование человека – это корпоративное существование» (Там же). В этой статье Гоба недооценивает упадок этого значения единства в Южной Африке из-за влияния западного материализма и капитализма, которые делают акцент на индивидуализм.) Они могли подойти к основным богословским проблемам лишь на основе корпоративной модели отношений, что полностью совпадает с тем, что мы увидели в результате нашего анализа13. (13 См. напр. M. Barth, The People of God, JSNT Suppl. 5 (Sheffield: JSOT, 1983), 13.) Наша экзегеза многих мест в книгах Павла ясно показала его мнение о корпоративном единении всей человеческой расы. Обзора нескольких ключевых мест будет достаточно, чтобы убедиться в этом14. (14 Ясно, что книги Павла являются доминирующими источниками в данном случае. Но в своем комментарии к Евангелию от Иоанна Шнакенберг (Schnackenberg, The Gospel According to St. John, 3:441, n. 10) одобрительно цитирует слова Швайзера: «Независимо от книг Павла и используя абсолютно другую терминологию, Евангелие в данном случае (Ин. 15:1-8 – метафора о лозе и ветвях) предлагает ту же идею, когда Христос включает в Себя всех верующих как «корпоративную личность»» (E. Schweizer, “Der kirkenbegriff in Evangelium und den Briefen des Johannes”, Neotestamentica [Zürich/Stuttgart: Zwingli Verlag, 1963], 260).)
В Послании к римлянам 5:12-21 мы читаем, что Павел рассматривает людей с корпоративной точки зрения. В 5:12 Павел основывает свой пример на реальности того, что все согрешили (pantes hēmarton). Понятно, что все люди не совершили в индивидуальном порядке грех тогда, когда согрешил Адам. Павел также не говорит, что все мы унаследовали греховную природу в результате поступка Адама15. (15 Для более понятного обсуждения различных интерпретаций см. C. E. B. Cranfield, The Epistle to the Romans, ICC, 1:274-81.) Более точное объяснение – Павел в данном случае рассматривает человеческую расу с корпоративной точки зрения. То, что совершил Адам, мы все совершили. В корпоративном единении с Адамом все люди стали причастниками его греха.
Такая характеристика роли Адама как главы всей человеческой расы – того, чье действие повлияло на всю корпоративную группу – стала отличительной чертой сравнения («тип», греч. typos) с другим Представителем людей, Христом (5:14). Павел несколько раз повторяет эту парадигму воздействия одного человека на всю группу (см. 5:15,16,17,18 и 19). Чтобы мы не могли сказать об этом отрывке (а наше отношение в данном случае не определяется его детальной экзегезой), Павел ясно использует концепцию корпоративного единства. Он не рассматривает людей по отдельности, или в индивидуальном порядке. Без нашего ведения и личного согласия, когда Адам согрешил – мы все также согрешили16. (16 Данн (J. Dunn, Romans 1-8, WBC, 272-74) отрицает присутствие концепции «корпоративной личности» в данном случае. В сущности, он рассматривает ее как препятствие для понимания значения, которое подразумевал Павел. Однако он предлагает мало доказательств в защиту своего мнения. Он просто соглашается, что «связь между словами «один» и «все» не объясняется» (273), и далее утверждает, что «все» не просто относятся к категории «один» (там же). Он уверен, что Павел использует глагол «hēmarton» по отношению к определенным грехам. Ему не удается оценить и понять корпоративную точку зрения, при которой весь род имеет одного предка, как и показывает наше исследование.)
Додд соглашается, что правильное понимание Послания к римлянам 5:12-21 должно принимать во внимание мнение Павла о «древней концепции круговой поруки»17. (17 C. H. Dodd, The Epistle of Paul to the Romans, MNTC (London: Hodder & Stoughton, 1932), 79-80.) Ссылаясь на истории об Ахане, Додд отмечает, «духовное единство заключалось в общине (клане, племени или городе), а не в отдельно взятом человеке»18. (18 Там же.) Нигрен утверждает: «Павел не думает о человечестве как о случайном скоплении отдельных лиц,… (но) как об органическом единстве, одном теле с главой»19. (19 A. Nygren, Commentary on Romans, trans. C. C. Rasmussen (London: SCM, 1952), 213.) Додд добавляет: «Адам – это имя, которое означает «корпоративную личность» всего человечества, и новая «корпоративная личность» создана во Христе»20. (20 C. H. Dodd, Epistle of Paul to the Romans, 80. В первой главе о ветхозаветном понимании избрания мы рассмотрели концепцию «корпоративной личности» Х. Уиллера Робинсона. В своей книге The Christian Doctrine of Man (Edinburgh: T. & T. Clark, 1913), касаясь Послания к римлянам 5:12, он находит весьма естественной «отчетливую мысль об Адаме как «корпоративной личности» всей человеческой расы и о Христе как «корпоративной личности» Его Тела, церкви» (21). Шедд в книге Man in Community (London: Epworth, 1958) комментирует тексты Рим. 5:12 и далее и 1 Кор. 15:21-22 так: «Свое положение как первоначального главы человеческой расы Адам воплотил в значении корпоративной личности, что сделало его бунт против Бога бунтом всей его группы» (108).)
Мы отмечаем корпоративную связь Христа и Его Тела в других местах книг Павла. Он говорит: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь – один для другого члены» (Рим. 12:5). Христос умер, и все же это означает, что все, кто в Нем, умерли (2 Кор. 5:14-17). Христос – обещанное Семя, христиане получают обещанные благословения, будучи включенными в Него (Гал. 3:16). Оепке суммирует все это следующим образом:

«Первый и второй Адам – прародители – дали начало двум человеческим расам. Каждый включает в себя весь мир, порядок жизни или смерти. Каждый включает своих наследников в себя и подразумевает их под собой… Посредством крещения верующие отделены от сферы первого Адама, то есть греха и смерти, и приобщены к сфере второго Адама, то есть праведности и жизни… В основе всего – Христос как вселенская личность»21. (21 A. Oepke, TDNT, 2:542.)

В Первом послании к коринфянам 15:22 Павел пишет: «в Адаме все умирают», подтверждая снова корпоративность человеческого рода. Шнайдер обращается к стихам 20-22 в качестве примера того, как Павел рассматривает принцип корпоративной личности22. (22 Schneider, “The Corporate Meaning and Background of 1Cor 15, 45b – O ESCHATOS ADAM EIS PNEUMA ZOIOPOIOUN”, CBQ 29 (1967): 450-67.) Он утверждает, что Павел прибегает к «аналогии Адама как корпоративной личности прежнего творения по отношению к Христу как начатку и корпоративной личности нового творения…»23. (23 Там же, 451. Шнайдер отмечает следующее: «Такое значение корпоративной личности для выражений o anthropos, ha’ adam в Книге Бытие 2:7 и здесь в (1 Кор. 15) стихе 45 во свете контекста стихов 42-46 является единственно правильным» (457).) Бест изложил этот вопрос кратко: «…Христос – глава новой расы, сплоченной в Нем: Его действия влияют на нее, Он дает ее представителям праведность и жизнь»24. (24 Best, One Body in Christ, 36. Бест справедливо отмечает ошибки, которых необходимо избегать при рассмотрении концепции корпоративной личности (22-23). Мы, несомненно, должны избегать любой концепции о том, что Тело означает личность Христа. Точно так же и христиане не теряют своей индивидуальности, будучи объединенными во Христе. Их индивидуальность не сливается с Христовой. Христос и Его члены имеют свое собственное существование. Их отношения – не мистические.)


Значение корпоративного взгляда на избрание

Употребление концепции «корпоративной общности» является характерным для представления Павла о Божьем избрании к спасению. Мы убеждены, что избрание по сути своей корпоративно. Говоря об избрании, Павел не применяет термины, заметно отличающиеся от тех, которые используются, когда речь идет об избрании Израиля. Мы и не ожидали, что так будет. В сущности, эти концепции до некоторой степени сходны. Как Израиль стал избранным народом, когда Бог избрал Авраама, так и церковь находит свое избрание в единении со Христом и Его выбором. Все, что церковь имеет, и кем она является, она приобрела во Христе. Церковь – это не скопление разрозненных друг от друга лиц, которые решают присоединиться ко Христу и стать христианами. Как сказал Конзельман, «(церковь) основывается Божьим действием избрания»25. (25 H. Conzelmann, An Outline of the Theology of the New Testament (London: SCM, 1969), 42.) Итак, церковь – это Божье избранное тело, христиане – это «избранные». Мы вряд ли сможем сказать точнее, чем Шедд:

«Это избрание делает акцент на отдельных лицах в книгах Павла не более, чем это имело место по отношению к Израилю в Ветхом Завете или в ранний иудейский период. Оно, скорее, подразумевает заветные отношения, через которые Господь избирает для Себя Самого целый народ. Этот коллективизм имеет огромное значение при рассмотрении применения концепции «избрания во Христе»»26. (26 Shedd, Man in Community, 133.)

В Новом Завете представлены примеры избрания отдельных лиц для исполнения определенного поручения или служения. Но когда вопрос касается Божьего избрания к спасению, Он избирает общину – Тело Христа, церковь.
Некоторые могут возразить: «Как может быть избрано целое отдельно от индивидуального избрания тех, кто будет в этом теле?» Однако это возражение помещает объективные категории современного (западного) мышления под данные Нового Завета. Кроме того, подобное возражение стремится привлечь внимание и поразить библейских авторов определенной логикой, совсем незнакомой для них. Их точка зрения – корпоративная, они не считают нужным задавать подобный вопрос. Отдельные личности избраны, будучи частью избранного тела Христа. Чтобы стать частью этого тела необходимо верить в Господа, что подразумевает посвящение воли и жизни Христу. Новозаветные авторы не ссылаются на избрание как на основную причину или повод, почему некоторые отдельные личности верят, или на его отсутствие как объяснение того, почему другие не верят.
Это изменяет фокус богословского обсуждения избрания. Мы, скорее, должны обратить внимание на выражение «Господь избрал нас», чем на «Господь избрал меня». Корпоративное понимание избрания показывает ошибку индивидуалистического «христианства независимых людей». Каждый верующий находит свою индивидуальность как один из избранных Богом через участие и объединение в Теле Христа. Отдельная личность имеет «избранность» «во Христе». В Новом Завете мы не встречаем ни одного места, в котором бы говорилось о христианах, действующих в одиночку, следуя своим желаниям и стремлениям. Господь избрал целый народ, и мы должны искать свою индивидуальность в нашем присоединении к Его церкви.
Христиане сегодня должны по-новому открыть для себя церковь как единый организм. Это не калейдоскоп отдельно взятых личностей. Ни один верующий во Христа не должен чувствовать себя или быть одиноким и изолированным. Христиане – это члены друг друга. Для Павла это является основным и состоявшимся фактом, а не просто целью.
Уверенность христиан основывается не на индивидуалистическом «Господь избрал меня», а на истине, что по вере «я являюсь членом Его избранного Тела». Членство в Теле Христа обеспечивает уверенность, потому что мы знаем, что Бог избрал нас во Христе прежде основания мира (Еф. 1:4).
Сегодня мы с тоской говорим о единстве: «Это было бы хорошо, но об этом не может быть и речи». Если верующие искренне составляют один организм – Тело Христово – избранный «в Нем» прежде основания мира, тогда единство и проявление обоюдной любви друг к другу должны занимать приоритетное место в их отношениях между собой. Они указывают на истинность такого единства «во Христе». Для большинства людей этого мира, наблюдающих за нами, наши заявления слишком часто выглядят как миражи самообмана.
Рассмотрение спасительного избрания с корпоративной точки зрения также изменяет направление и содержание многих разногласий касательно темы избрания. Некоторые из этих разногласий могут быть близки к данной точке зрения. Споры часто сосредотачиваются на проблеме: избрал ли Господь некоторых лиц к спасению, и если да, то основывалось ли это избрание на предвидении их веры или же просто определялось суверенной Божьей волей? Мы пришли к заключению, что этот вопрос вообще не волнует библейских авторов. Господь избрал спасти людей в целом, а на новозаветном языке эти люди – церковь. В Ветхом Завете человек вступал в число избранного израильского народа через природное рождение. В Новом же он вступает в число избранного Тела, церкви, через новое рождение – рождение свыше. Иметь веру во Христа означает войти в Его Тело и стать одним из «избранных».
Новозаветные авторы просто не принимают во внимание проблему – избрал ли Господь определенных людей стать членами этого Тела. Избрано Тело, а человек становится членом этого Тела через веру во Христа. Мы видели в нашей экзегезе акцент определенных мест Нового Завета на универсальную доступность Евангелия: все люди могут уверовать. Господь сделал людей ответственными и подотчетными за принятие или отвержение Его Евангелия. Приглашение предоставлено всем, все могут принять его. Мы отмечали ценные утверждения о том, что Господь желает, чтобы никто не погиб и, чтобы все люди покаялись и обрели спасение. Новозаветные авторы утверждают, что Христос отождествил Себя с людьми и дал спасение, установив в Себе новую общину. Люди со своей стороны должны принять то, что сделал Христос, чтобы быть с Ним в общении. Шедд сказал следующее:

«Это подразумевает свободный выбор каждой личности без какого-либо нарушения корпоративного предопределения и избрания всего Народа. Поскольку Господь изначально определил существование всей Общины (Еф. 1:14), проповедь Евангелия должна рассматриваться как избрание Ее для исторического осуществления (Рим. 10: 8-21)»27. (27 Там же, 178.)

= =Эти данные являются наглядным примером того, что избрание – это не Божий выбор ограниченного количества людей, которых Он желает спасти, но описание того корпоративного Тела, которое Он спасает «во Христе». Господь заключил завет, чтобы спасти Свой народ путем личного отождествления каждого из них с Иисусом, Его возлюбленным и избранным Сыном. Чтобы присоединиться к этому избранному народу, необходимо поверить в Евангелие. Любой, кто уверует, может присоединиться к этому избранному народу. Сделать избрание ограниченным означает ограничить безграничную благодать Божью. Как сказал Павел: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32). Господь дает людям свободу сопротивляться и отвергать Его. Он может ответить на их упорное отвержение, ожесточив их сердца в их грехах. Но Господь показывает Свою благодать и милость по отношению к Своему творению и не отвергает тех, кто приходит к Нему по вере (Ин. 6:37).
В девятой-десятой главах Послания к римлянам Павел не утверждает, что некоторые иудеи или язычники не могут прийти к Богу по вере, потому что Бог не избрал их. В сущности, в 10:21 Павел цитирует пророка Исаию, который говорит: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65:2). Если эти неверующие израильтяне (и во времена Исаии, и во времена Павла) были просто неизбранными, почему Исаия и Павел говорят об этом с такой тоской и мукой? Более того, в Книге пророка Исаии это – слова самого Бога! Почему Бог делает такое пылкое обращение, если их неверие объясняется тем, что их просто не избрал к спасению Бог? Нет, для Бога, Исаии и Павла этот призыв имеет значительно большее значение, если главным здесь является личная потребность в вере, а не отсутствие избрания.
Хотя Павел не представляет возможным спасение всех людей, он рассматривает благодать и милость Бога как доступные всем людям на земле. Что касается распространения Слова Божьего, евангелизации, перед нами никогда не должен стоять вопрос, избраны ли люди, которым мы рассказываем о Христе, или нет и, следовательно, примут ли они или нет Благую Весть. Избрание – это не предвечный выбор Бога, исключающий неизбранных людей и лишающий их спасения. Господь избрал целый народ «во Христе», но каждый человек в отдельности должен сам решать, принять или отвергнуть Божье спасение и таким образом стать членом Тела Христова (Рим. 10:13). Господь дал Своему народу поручение – быть Его посредниками в деле расширения Царства Божьего в этом мире. Когда мы рассказываем о Царстве Небесном, мы предоставляем людям возможность уверовать во Христа и таким образом стать частицей Божьего избранного народа.
В данном случае заслуживают краткого рассмотрения и еще некоторые практические результаты этого корпоративного видения избрания. Конечно, современная церковь потеряла чувство групповой ответственности за наши действия. Наш подход «человека, действующего в одиночку», по отношению к христианству дает каждому верующему в отдельности свободу «делать все по-своему», даже когда это влечет за собой грех. Убежденность в корпоративной (общехристианской) ответственности просто исчезла. Но что произошло бы сегодня, если бы Бог стал судить каждый конкретный грех, обвиняя в этом все Тело, как Он сделал с Ананией и Сапфирой в пятой главе Деяний апостолов? Возможно, так оно и есть. В результате греха коринфян против «тела» (и против церкви; 1 Кор. 11:29) Господь осудил их и приговорил к болезни и смерти28. (28 G. Fee, The First Epistle to the Corinthians, NICNT, 563-64.) Какое наказание Господь посылает Своему народу сегодня в ответ на грехи современных Аханов (Нав. 7)? Гоба цитирует пословицу на языке зулу (данный язык относится к языкам группы банту и распространен в ЮАР и Зимбабве, его носителей – 8 млн. человек – прим. пер.): «Zifa ngamvunye», которая означает следующее: «Когда кто-то поступает неправильно, все остальные в группе, к которой он принадлежит, несут ответственность за это»29. (29 B. Goba, “Corporate Personality: Ancient Israel and Africa”, in The Challenge of Black Theology in South Africa, 68.) Мы позволили относительным культурным ценностям (таким как, например, индивидуализм) ослепить нас по отношению к нашей обязанности хранить чистоту Тела Христова30. (30 См. R. Bellah, et al., Habits of the Heart (New York: Harper & Row, 1985), где найдете оценку того, как индивидуализм стал одной из главенствующих культурных ценностей в США.) Мы потеряли чувство «принадлежности» одной общности «во Христе», которое должно характеризовать всех членов Тела Христова.
Соблюдение церковных установлений крещения и Вечери Господней мы должны отмечать большим акцентом на их важность путем утверждения нашего «во Христе» корпоративного единства. В тексте Послании к римлянам 6:2-6 Павел утверждает, что крещение свидетельствует об единении верующих во Христе, в Теле, которое породил Святой Дух (1 Кор. 12:13, см. Гал. 3:27; Еф. 4:4-5). Точно также и Вечеря Господня свидетельствует и утверждает о единстве Тела Христа. Наш хлеб символизирует одно тело (1 Кор. 10:16-17). Павел напоминает коринфянам о Теле Христовом (церкви), когда мы едим хлеб и пьем из чаши (1 Кор. 11:23-29)31. (31 Для более детального обсуждения данного отрывка и его отмеченное применение по отношению к современной церкви см. G. Fee, The First Epistle to the Corinthians, 545-64.) Участие в таинстве «евхаристии» призвано усиливать наше понимание корпоративности. Совершая его в память смерти Христа ради нашего спасения, мы подтверждаем завет, который делает нас народом Божьим. Эти церковные определения или таинства должны помогать нам обновлять koinonia («сопричастность, общность»), подчеркивающую, что «мы многие одно тело» (1 Кор. 10:17).

2. Избрание отдельных личностей для исполнения определенного поручения

Новозаветные авторы идут по стопам своих ветхозаветных предшественников, когда пишут о Божьем назначении отдельных лиц для исполнения определенного поручения, функции или служения32. (32 Новозаветные авторы используют избирательные термины, когда пишут о Божьем избрании патриархов народа израильского. См. напр. Деян. 13:17; Рим. 4:17; 9:11-13; Евр. 5:4.) Господь не только избрал церковь быть Его народом, Он также избрал определенных людей исполнять Его планы в этом Теле и по отношению к этому Телу в этом мире. Мы можем легко и просто разделить примеры, говорящие об этом, на несколько категорий: Божье избрание Христа, избрание Иисусом Двенадцати апостолов, назначение Павла быть апостолом, Божье избрание других лиц.

Избрание Христа

Довольно много стихов в Новом Завете пишет об Иисусе как о Божьем Избраннике или Помазаннике. Господь избрал Его исполнить искупительную роль в этом мире. Мы видели это в основном в четырех Евангелиях33. (33 Хорошо известная главная цель Матфея подчеркивать исполнение ветхозаветных пророчеств отмечает его мнение о том, что явление Христа и Его жизнь были запланированы и исполнены посредством, или при вмешательстве Самого Бога. То, что Иисус исполняет ветхозаветные пророчества, доказывает, что Он является предсказанным и долгожданным Мессией. Для Матфея это означает, что Иисус – Божий Избранник. Марк начинает свое Евангелие путем цитирования Мал. 3:1 и Ис. 40:3, чтобы показать предсказание Иоанна Крестителя о подготовке пути для Мессии (Мк. 1:2, а также Лк. 3:4-6 и Мф. 3:3). Иисус пришел согласно Божьему плану. Лука, описывая детские годы Иисуса, включает пророчества Захарии и Симеона, чтобы показать Иисуса как Того, Кто, как было обещано, принесет спасение всем людям (Лк. 1:68-79; 2:29-32). Иоанн пишет об Иисусе как о Единственном Божьем Сыне (напр. Ин. 1:14, 18).) Подтверждение тому мы находим в Деяниях апостолов34 (34 См. напр. Деян. 2:23; 3:20; 10:42; 17:31.), кроме того, об этом пишут автор Послания к евреям35 (35 См. напр. Евр. 1:2, 5; 3:2; 5:5,10; 7:28; 8:3.), Петр36 (36 См. напр. 1 Пет. 2:4,6; 2 Пет. 1:17.) и Павел37 (37 Рим. 1:4; 3:25; Кол. 1:19; 2 Тим. 1:9.). Новозаветные авторы убеждают своих читателей, что Иисус был обещанным Мессией, Тем, Кого Бог назначил ввести людей в Свое Царство. Когда мы читаем о крещении Христа, мы слышим слова Бога: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22). Затем при Преображении Он продолжает: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:35). Параллель между этими двумя стихами и упоминанием об «Отроке» («Слуге») из Книги пророка Исаии 42:1 поразительна: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (ср. Лк. 4:18; Мф. 12:15-21).
Евангелисты пишут об Иисусе как о Том, Кто осознавал Свое особое назначение от Бога. Иисус применяет к Себе мессианское пророчество, написанное в Книге пророка Исаии 61:1-2 (Лк. 4:18-21)38. (38 W. W. Klein, “The Sermon at Nazareth (Luke 4:11-22)”, in Christian Freedom: Essays in Honor of Vernon C. Grounds, ed. K. W. M. Wozniak and S. J. Grenz (Lanham, Md.: University Press of America, 1986).) Он осознает, что Господь особым образом выбрал Его исполнить Его волю на земле. Вне всякого сомнения, Он был «послан» исполнить Божий план39. (39 Евангелие от Иоанна, кажется, подчеркивает это. См. напр. Ин. 7:33; 8:16,18,26,29,38,42; 12:44-45; 17:3,8,21,23,25.) Так, Иисус применяет слова, записанные в Псалме 117: 22, по отношению к Себе: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла» (Лк. 20:17-18). Он принимает свою роль Того, Кто разделит людей. Он понимает, что Господь предопределил Его служение на земле (Лк. 24:26-27). Чтобы исполнить Свою миссию, Он с готовностью принимает ее как выражение воли Отца (Ин. 4:34; 5:30; 6:38).
Нет никакого сомнения: избрание Иисуса было функциональным. Иными словами, Господь избрал Его для осуществления определенной миссии или поручения. Несомненно, Его избрание было спасительным в том смысле, что Он был избран, чтобы спасать. Его поручение было несомненно спасительным: жить как человек и даровать спасение через Свою смерть и воскресение всем, кто поверит в Него. Он был единственно достойным исполнить такую миссию. И Господь избрал именно Его исполнить это поручение на земле.

Избрание двенадцати апостолов

Читая Евангелия, мы видим, что Иисус использует избирательный язык, когда избирает учеников. Кроме этого Иисус «назначает» семьдесят два (или семьдесят) учеников ко служению (Лк. 10:1)40. (40 Использованное в данном случае греческое слово «anadeiknymi» часто относилось к лицам, назначенным на какую-то общественную должность (ср. Дан. 1:11; 2 Мак. 9:23,25; Иосиф Флавий, Древн. 20:227 и другие)). На основе нашего предшествующего анализа мы можем сделать вывод, что это избрание или назначение также является функциональным. Иисус избрал учеников, или апостолов нести разное служение, то есть исполнять разные функции. Хотя в данном случае может показаться трудным разделить назначение к спасению и назначение для исполнения поручения, мы настаиваем на том, поскольку этого требуют факты.
Критическим моментом в данном случае является избрание Иисусом Иуды быть среди Двенадцати. Вне всякого сомнения, Иуда разделял избрание других одиннадцати апостолов (Лк. 6:13; Ин. 6:70). После самоубийства Иуды апостолы вынуждены были заменить его другим, кого бы также избрал Господь (Деян. 1:24). Однако Иуда был предателем и даже назван Им «дьяволом». Не может быть и речи о том, чтобы Иуда был «избран к спасению». Его избрание было избранием лишь для исполнения определенного поручения или функции. Мы не видим ничего, чтобы помешало ему уверовать во Христа, однако он не сделал этого.
Для исполнения какого поручения был избран Иуда? Возможно, Иисус возлагал на него надежды, как и на других апостолов. Возможно, у Иуды были задатки, которые Господь мог бы использовать, если бы тот уверовал. Иоанн предлагает другую точку зрения: Иуда исполняет пророчество, изложенное в Псалме 40:10 о предателе (Ин. 13:18). Хотя Иуда предал Иисуса по своей воле, его предательский поступок был предвиден (хотя и не предопределен) Богом. Иисус избрал его, чтобы он мог свободно реализовать свой коварный замысел.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Иисус избрал конкретных лиц для определенного поручения, или служения, которое они исполняли для Него. Избрание апостолов Иисусом было предпринято не с целью, чтобы они смогли уверовать. Скорее, Он назначил их для служения. Это избрание отдельных лиц является избранием для служения, но не для получения спасения.

Избрание апостола Павла

Павел постоянно высказывает уверенность в том, что он был назначен к служению апостола Богом. В начале практически всех его посланий Павел утверждает, что он является апостолом согласно Божьей воле. Господь отделил его, призвал и назначил, сделал его Своим орудием и дал ему благодать апостольского уровня. Наше исследование показало функциональную сущность этих утверждений. Как Иисус назначил Своих учеников к определенному поручению, так и Господь избрал и назначил Павла на роль апостола. Его избрание было также избранием для выполнения определенного поручения, но не для обретения спасения.
А как насчет Послания к галатам 1:15? Не является ли данный стих тем, что делает едва заметным любое различие между назначением к спасению и назначением для исполнения поручения? Мы утверждали, что главным в аргументе Павла в первой главе Послания к галатам. является его положение и власть как апостола. Его спасение, хотя и просматривающееся на заднем плане, не является главным в данном случае. Павел понимает, что Господь решил использовать его как посланца Благой Вести. Когда он оглядывался назад на прожитую жизнь, то осознал, как его иудейское наследие и образование подготовило его для роли проповедника. Он мог увидеть, как Господь по-особому отделил его для этого служения. В полноте Божьего определения времени Божественная воля привлекла внимание Павла к реальности существования Иисуса. Все это были необходимые шаги для того, чтобы Павел смог действовать согласно своему призванию свыше.
Означает ли все это, что Павел не имел другого выбора, как стать верующим в Иисуса? Означало ли Божье открытие Евангелия Павлу то, что он не мог ответить на это так, как сделали многие из его иудеев-современников? Не мог ли Павел поступить так же, как и Иуда – отвергнуть Божий выбор? Несомненно, Павел никогда не представлял себе такой возможности. Он просто ликует и радуется тому, что знает о Божьем благодатном выборе. Да и можем ли мы ожидать, что апостол, бывший убийца, будет размышлять о том, что он мог бы отвергнуть Божью благодать? В его автобиографии довольно сложно переплетены обращение и призвание быть апостолом. Он был обязан всем, кем он был, Божьей благодати.
Таким образом, мы должны остановиться, прежде чем строить богословие «индивидуального избрания к спасению», основываясь на этом единственном автобиографическом по характеру и изолированном в Писании тексте. Общеизвестно, что это место Писания предоставляет некоторое основание говорить об избрании отдельных лиц к спасению, тем не менее подавляющая перспектива Павла корпоративна.

Избрание других христиан

Согласно разным новозаветным авторам Господь избирает и других лиц для исполнения поручений в служении Ему. Такая ориентация на функцию или поручение этих мест в Новом Завете очевидна. Павел пишет о Божьем избрании фараона (Рим. 9:17,21) и государственной власти (13:1). Предположительно, эти избранные посредники могут уверовать или нет, при этом они даже могут осознанно служить Богу, напоминая нам Иуду. Господь назначает пресвитеров (старейшин) поместных церквей (Деян. 20:28). Он призывает миссионеров нести Слово Божье миру (Деян. 13:2; 16:20). Господь дает духовные дары Своим детям, чтобы они могли служить ими Ему и другим (Рим. 12:6; 1 Кор. 12:28; Еф. 4:7).
Эти тексты подтверждают сделанное раннее заключение о Божьем избрании отдельных людей: Господь избирает отдельные лица для исполнения поручения. Индивидуальное избрание – это избрание для исполнения поручения.

Значение индивидуального избрания к служению

Какое применение может иметь такой взгляд на индивидуальное избрание в служении сегодня? Будет трудно утверждать, что Господь аннулировал то, что Павел сказал о высших властях в Послании к римлянам 13:1. Христиане сегодня должны относиться к высшим властям так, как к имеющим Божественную санкцию, когда они исполняют Божье повеление, или волю по отношению к их жизням41. (41 Мы не можем приступить к ряду касающихся этого момента вопросов. Иисус повелел, чтобы люди отдавали Богу и властям то, что им должно отдавать (Мф. 22:21). Бывают времена, когда власти пытаются преступить границы территории, принадлежащей только Богу. Когда возникает такого рода «конфликт верноподданности», то есть перед христианином возникает вопрос: кому служить и повиноваться, реакцией на это должно быть, конечно, послушание Господу, а не властям (ср. Деян. 4:18-20).) Многие исследования рассматривают эти обязательства христиан как типично гражданские – иными словами, усердно трудиться ради процветания общества, а также ради Царства Божьего. Мы не можем в данном случае подробно остановиться на такой обширной теме, поскольку она мало касается темы нашего исследования. Однако она подчеркивает, что Господь уполномочивает власти, которые могут действовать как Его представители.
Такой ряд мест Писания, которые говорят об избрании отдельных лиц, ведет к простому, но удивительному, заключению: Господь использует людей, чтобы осуществить Свои намерения и планы в этом мире. Прежде всего, Он начал с Иисуса Христа, Божьего Сына. Его избранное поручение заключалось в искуплении потерянного человечества. Возлюбленный и избранный Сын дарует спасение верующим. Он исполнил то, что поручил Ему Бог. Когда Христос был на земле, Он избрал апостолов служить Ему, проповедуя и распространяя Слово Божье о Царстве Небесном. Хотя перед всемогущим Богом были и другие варианты выбора, Он решил избрать несколько галилеян, а затем и других, служить Ему в достижении сердец грешников.
Затем пришло время для избрания миссионеров и еще одного апостола по имени Павел для распространения Вести о Царстве путем создания церквей в Римской империи. И снова Господь избрал отдельных исполнителей нести Благую Весть. Поместные церкви избрали своих руководителей и, как пишет Лука, Павел убеждает пресвитеров (старейшин) ефесской церкви в том, что в их избрании принимал участие Сам Бог (Деян. 20:28). Кроме избрания лидеров церкви, каждый верующий в отдельности наделен духовными дарами согласно Божьему изволению и воле, а не их собственному желанию. Господь избрал, как христиане смогут послужить в Его церкви самым лучшим образом.
Если нет ничего другого, тогда это видение повышает значение церковного служения сегодня. Мы с готовностью соглашаемся с тем, что Господь продолжает даровать духовные дары для служения. Это дает основание предположить, что Господь избрал каждого в отдельности служить Ему. Служить, используя способности, данные Богом, означает исполнять Божественное призвание. Сидеть в стороне, не принимая никакого участия в служении – иными словами, быть «ничего не делающим зевакой» – означает пренебрежение важностью индивидуального избрания. Библейских мест, в которых ясно говорится о Божьем избрании отдельных лиц для служения, великое множество, и все они отличны друг от друга. Мы не можем легко отнести их актуальность к первому столетию. Как Господь избрал Матфея, Петра, Фиву и Лидию служить Ему в первом столетии, так Он избирает женщин и мужчин сегодня. Господь может использовать разные способы реализации Своего плана – распространения Его Царства сегодня. Он все еще избирает отдельных людей к выполнению этой задачи.
Мы, как последователи Христа, сегодня должны уверенно начать говорить о наших индивидуальных дарах. Кроме того, мы все должны принимать участие в служении нашему Царю. Господь призвал нас быть Его народом и дал нам важные роли, которые мы должны исполнять. Если все христиане имеют духовные дары, тогда все «избраны для исполнения какого-то поручения». Непринятие участия в служении оскорбляет Господа, Который призвал и обеспечил Свой народ всем необходимым для этого.

3. Божий призыв к спасению

Господь не только избрал церковь быть Его народом, Он добился на нее права собственности посредством Своего «призыва». Хотя мы сталкиваемся с несколькими нетехническими использованиями концепции «призвания» (как, например, утверждение Иисуса: «много званных, но мало избранных»), главенствующее техническое значение ясно показывает, что «призванные» это те, кто «призван быть христианами». «Призванные» – святые, верные, верующие, церковь, христиане (Рим. 1:6; 1 Кор. 1:24; Иуд. 1; Откр. 17:14). Все предвиденные и предопределенные также являются призванными (Рим. 8:29-30). Те, кто любит Бога, призваны (8:28).
Наше исследование позволило предположить, что значение «давать имя, именовать» указывает на нюанс этого технического значения слова «призывать». Благодаря призыву те, кто не были Божьими детьми, стали ими (Рим. 9:24-26; 1 Пет. 2:9). «Именовать» лучше передает эту перформативную функцию действия призыва, чем «приглашать», хотя временами эти два значения очень трудно различить42. (42 Два значения сливаются тогда, когда приглашение или призыв рассматривается как «обязывающее». Тем не менее, «именовать» подчеркивает ключевой компонент значения этих терминов.) Я рассматривал это более детально в другой книге43. (43 W. W. Klein, “Paul`s Use of kalein. A Proposal”, JETS 27 (1984): 53-64.) Через действие призыва Господь называет, или назначает людей быть Его народом. Как Бог призвал Израиль из всех других народов быть Его единственной расой, так и теперь Он призывает новый народ из всех жителей Земли – и иудеев, и язычников (Рим. 9:24-26). Благодаря Божьему призыву и завету Израиль стал Божьим «сыном» (Исх. 4:22-23; Ос. 11:1; 1:10). Согласно этому новому завету Господь призывает христиан как Своих сыновей и дочерей (2 Кор. 6:28; Гал. 4:7; Рим. 8:15; 9:26).
Поскольку же Бог призвал христиан быть Его народом, Павел может обращаться к ним как к «призванным» (Рим. 1:6; 8:28; 1 Кор. 1:24) или «призванным святым» (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2). Кроме того, он уточняет, что христиане имеют «призвание» (напр. 1 Кор. 1:26; Еф. 4:1,4; Флп. 3:14; 2 Фес. 1:11; 2 Тим. 1:9). Положение как Божьего призванного народа подразумевает обязательства жить и поступать достойно этого призвания. Это включает в себя жить в надежде, достойно, свято и с чистыми помыслами44. (44 Этот список не ограничивается только книгами Павла, он является результатом предыдущей подборки примеров. К этому мы можем добавить другие цели, к которым Господь призывает христиан, а именно: общение с Христом (1 Кор. 1:9), мир (1 Кор. 7:15; Кол. 3:15), свобода (Гал. 5:13), надежда (Еф. 4:4), Божье Царство и слава (1 Фес. 2:12; 2 Фес. 2:14), спасение (2 Фес. 2:14), вечная жизнь (1 Тим. 6:12).)
Мы уже видели, как это перформативное (обязующее) значение доминирует в книгах Павла, но «призыв» как технический термин также встречается и в других книгах Нового Завета. В Деяниях апостолов Лука пишет, что, когда люди «переходят линию» покаяния и крещения, получая прощение и становясь христианами, происходит Божественное вмешательство – Божье призвание (Деян. 2:39). Иоанн утверждает, что Господь призвал Своих детей (1 Ин. 3:1; Откр. 17:14). Автор Послания к евреям использует характерную для книг Павла терминологию, когда пишет о христианах как «призванных» (Евр. 9:15), которые имеют небесное «звание» (Евр. 3:1). Иаков пишет об имени, «которым вы называетесь» (Иак. 2:7). Язык Петра также согласуется с техническим значением Павла: Господь – это Тот, Кто призвал христиан (1 Пет. 1:15; 2:9; 5:10; 2 Пет. 1:3); Господь призвал их к определенному стилю жизни (1 Пет. 2:21; 3:9); христиане носят «звание» (2 Пет. 1:10).
Поскольку отдельные люди откликаются на Евангелие, становясь христианами, направлен ли Божий «призыв» на отдельно взятые личности? Данные Нового Завета показывают, что призыв, как и избрание, главным образом имеют корпоративную сущность. «Божий призыв» приводит к существованию народ, который, в свою очередь, имеет перед собою обязательство проявлять или показывать в своей жизни природу Бога. Ричардсон высказался по этому поводу так:

«В общих чертах в Новом Завете нет вообще никакого акцента на индивидуальный призыв и, конечно же, нет намеков на то, что человек должен услышать голос или пережить какие-то эмоциональные переживания. Суть в том, что слово «klēsis» несет общественную нагрузку, и важно то, что, за исключением особых случаев (Рим. 1:1 и 1 Кор. 1:1), оно нигде больше не употребляется в единственном числе. Христиане корпоративно «призваны» и корпоративно «избраны». Они являются таковыми потому, что представляют собой одно целое во Христе, Избранном Богом»45. (45 A. Richardson, An Introduction to the Theology of the New Testament, 274.)

Однако в Первом послании к коринфянам 7:17-24 Павел просит каждого члена коринфской общины вспомнить то время, когда Господь призвал его или ее. Господь применяет спасение к каждому человеку в отдельности. Каждый человек имеет «призыв» как часть призванного тела. Каждый человек несет ответственность хранить, например, святость своего тела посредством заботы о личном освящении. Как и при избрании, каждый человек может радоваться призыву Божьему. Тем не менее, повторим еще раз: новозаветные авторы акцентируют внимание на корпоративном призыве. Избранное общество Христово – это те, кого Бог призвал к общению с Иисусом Христом, нашим Господом (1 Кор. 1:9). Таким образом, в новозаветном богословии доминирует лексика корпоративности «призыва».

Значение Божьего призыва

Божий призыв к тем, «кто не был Его народом», стать «Божьим народом» поднимает значение корпоративной сущности избрания, о чем мы уже упоминали. Тех, кого Бог призывает, Он определяет как членов Своего избранного народа. Значение нашей корпоративности как общества верующих, о которой мы говорили выше, находит дополнительное значение в призыве Божьем. Однако поскольку «призвание» дается каждому в момент его или ее обращения, христиане, каждый в отдельности, имеют обязательство жить достойно их новому положению во Христе.
Осознают ли христиане сегодня, что они имеют призвание или назначение от самого Христа? Увы, такое осознание своего служения Богу слишком редко в наши дни. Не испытав какого-то «загадочного призыва, многие западные христиане предполагают, что Господь хочет, чтобы они имели успешную и самодовольную жизнь где-то в пригороде. Мы же видели, что Господь призвал всех христиан быть народом Божьим, т.е. принадлежать Ему. Все они имеют призыв, или призвание, а это означает активное стремление достигнуть такого характера и образа жизни, которые бы приносили пользу людям, принадлежащим Господу. Это означает настоятельно достигать жизни святости, мира, свободы и надежды, а также быть исполнтелями служения по распространению Царства Божьего в этом мире. Господь призывает христиан быть Его народом и следовать Его ценностям. Это важный призыв для христианской общины. Мы можем убедить мир в том, что Господь действительно Живой и пребывает в нас, только тогда, когда мир будет видеть церковь, активно поддерживающую Божий план и следующую этому плану, а не своим эгоистичным желаниям.

4. Божье предведение

Новозаветные авторы в своем обсуждении сотериологии уделяют мало внимания Божьему предведению (предузнанию). В нашем анализе мы пришли к выводу, что обычное и основное значение «предшествующего знания» лучше всего соответствует существительному «prognōsis». Точно так же значение «знать наперед» лучше всего выражает словарную функцию глагола «proginōskō». Это значение не вызывает никакого сомнения в его использовании в и вне Нового Завета, оно лучше всего подходит к нескольким случаям «неспасения» в Новом Завете (Деян. 26:5; 2 Пет. 3:17). Господь таким образом заранее знал как об искупительной роли Христа (Деян. 2:23; 1 Пет. 1:20), как и о том, что произойдет с израильским народом (Рим. 11:2). Точно также Он заранее предузнал христиан (Рим. 8:29; 1 Пет. 1:2).
Это не означает, что Божье предведение Христа или Его народа есть простое познание или признание. Божье знание подразумевает больше, чем просто признание или познание какой-то информации о них. Оно подразумевает особые, любящие отношения. Тем не менее, такое знание, даже когда это есть предведение, не просто то же самое, что и избрание. Павел понимает и использует разные слова, которые подчеркивают выбор или избрание. Таким образом, предведение подчеркивает предузнание, но не избрание.
Новозаветные авторы пишут об особом Божьем предведении только одной личности – Иисуса Христа. Сама жизнь Христа прошла согласно не только Божьему плану, но и Его предведению (Деян. 2:23). Лука различает между тем, что Господь определил или пожелал касательно Христа (Деян. 4:28; 13:29; Лк. 22:22), и тем, что было сущностью Его предшествующего знания. Это не разные способы говорить об одном и том же проявлении Божьей воли. Хотя Господь знал заранее точно, что случится с Его возлюбленным Сыном, Он все же привел в действие Свой план искупления.
Две корпоративные группы представлены в качестве «предвиденных» Богом. Во-первых, Павел уверяет римлян, что Господь никогда не отвергнет Свой предвиденный народ – Израиля. Несмотря на их действительное всеобщее отвержение Иисуса, Господь не откажется ни от Своей любящей заботы, ни от Своих обетований, данных Его народу. Наш анализ не выявил никаких причин отказаться от приемлемого значения «предшествующего знания». Конечно же, это подразумевает все ответвления особых отношений между Богом и Его народом. Некоторые настаивают, что такое предшествующее знание не является предвечным, но просто возвращает нас к «предшествующей истории народа израильского, ведущейся с времен Авраама»46. (46 См. напр. W. Beyschlag, New Testament Theology, 2d ed., 2 vols., trans. N. Buchanan (Edinburgh: T. & T. Clark, 1899), 2:111.) Однако с идеей превосходства терминов с приставкой «пред-», подразумевающих действия Бога, мы должны не согласиться. В любом случае, беря во внимание примеры о Христе, мы находим различия, проведенные Павлом между Божьим выбором и Его предведением Израиля.
Во-вторых, Господь «предведал» христиан. В Первом послании Петра 1:2 автор отличает избрание от предведения, когда утверждает, что Божий народ избран kata prognōsin («по/согласно предведению»). Павел обращается к верующим как к тем, кто был «предведан» Богом (Рим. 8:29). Что касается других пунктов в перечислении (Рим. 8:29-30), то объектом Божьего предшествующего знания является корпоративное единство христиан. Это любящее и особое отношение познания 47 (47 Когда Иисус говорит о Своих учениках, Он утверждает: «Я знаю Своих овец» (Ин. 10:14,27). В отличие от этого, Иисус определил тех, кто будет исключен из будущего Царства на основе обвинения: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23; ср. 25:12).), но временной префикс пред- указывает на знание в прошлом. Мы пришли к выводу, что невозможно говорить уверенно о «любящих отношениях» до существования одной из сторон отношений. Утверждение о том, что Бог имел «любящие отношения» со Своим народом в вечном прошлом, вызывает множество вопросов. Однако Божье всезнание включает знание будущего – все обстоятельства и случайности. Тогда имеет смысл сделать вывод, что Господь имел предшествующие знания о Своем народе: кто они такие, и кем они станут во Христе. Для этих «предведанных» Господь предопределил единство со Христом (Рим. 8:29). Павел отделяет избрание от предведения (Рим. 8:33).

5. Божье предопределение

Новозаветные авторы пишут о Господе как о Том, Кто предопределяет события и их последствия. Мы отмечали это в разных сферах. Во-первых, не говоря о наших главных вопросах, мы находили подтверждение тому, что Бог определяет события или ход мировой истории (Деян. 1:7; 14:27; 15:7; 17:26; Евр. 4:7). Во-вторых, подобным образом Господь определил преткновение для тех, кто отвергает Христа (1 Пет. 2:8). Более яркий пример – Господь заранее предназначил, или предопределил судьбу Иисуса на этой земле, особенно события, связанные с Его смертью. Это, возможно, очень близко к Божьему предведению, поскольку ответственность людей за смерть Иисуса здесь особенно подчеркивается (Мф. 26:24; Деян. 2:23). Господь не заставил Иуду или иудейских лидеров совершить грех – однако, учитывая факт Божьего избрания Христа, Его спасительная роль была ясно предопределена.
Господь предопределил определенные цели для Своего народа. Мы настойчиво утверждаем, что это является бесспорным компонентом предопределения, но не означает избрания тех, кто станет Его народом. Для тех, кого Он предузнал (во Христе), Господь предопределил определенные привилегии и преимущества. По существу, эти преимущества заключаются в благословениях эсхатологического спасения (1 Фес. 5:9), хотя они включают в себя также осуществимое в этой жизни подобие с образом Христа (Рим. 8:29-30) и способность творить добрые дела (Еф. 2:10). Будущая слава обещана Телу Христову (Рим. 9:33; 1 Кор. 2:7; Еф. 1:11-12), потому что Господь усыновил верующих в Свою семью (Еф. 1:5). Эти преимущества определены для тех, кто находится во Христе, потому что Господь предопределил это.

Значение Божьего предведения и предопределения

Такие утверждения должны наполнить радостью сердце каждого верующего во Христа. Господь вступил в любящие отношения со Своим народом. В Своем всеведении Он всегда знал, кем они являются, и еще в вечности предопределил для них великолепное и славное будущее. Господь предопределил для Своих людей славное спасение и все его привилегии – как теперь, так и в вечности. Не беря во внимание какие-либо их достоинства, Он определил для них благословения и преимущества. Только они представляют собой тех, кого Он знает. Только они обладают этой бесценной привилегией.
Эти доктрины должны придавать христианам уверенности сегодня. Павел утверждает, что Господь предопределил, что верующие будут творить добрые дела. Кроме того, Господь решил, что они станут подобными образу Христа. Жить так, чтобы это было угодно Богу, – это не далекий от реальности сон. Господь дал нам способность стать подобными Христу и совершать добрые дела, как Он того желает.
Кроме того, в дополнение к Божьему покровительству в их жизни, христиане имеют уверенность в том, что обладают радостью от осознания наступления Божьего эсхатологического спасения. Хотя грех привел к тому, что все лишены славы Божьей (Рим. 3:23), Господь предопределил восстановить Свою славу в Его людях. Они будут отображать характер Христа и иметь славу общения с Богом навечно. Это не просто желания или мечты бессильного, хотя и надеющегося смертного. Всемогущий Бог предопределил эти цели. Они произойдут с неизменностью.

6. Роль Божьей воли

Новозаветные авторы пишут о Божьей воле или Божьем намерении с двух точек зрения. Будучи суверенным и всемогущим, Господь желает того или иного в виде декрета или установления. Кому-то Господь решил даровать спасение (Иак. 1:18). Павел приписывает много аспектов спасения этой суверенной воле Бога. Божье намерение предлагает основание для Его «призвания» (Рим. 8:28). Божья воля относится и к самому спасению (напр. 1 Кор. 1:21; Гал. 1:4; Еф. 1:9; 2 Тим. 1:9). Он проявляет милость, ожесточает или изливает гнев – все это происходит согласно Его воле. Все, что Господь предопределил, происходит в полном соответствии с Божьей волей (Еф. 1:11). То, что мы можем отнести к слабому месту толкования Божьей предопределяющей воли, – Он может позволить Своим детям страдать, как это Он сделал по отношению к Иисусу (1 Пет. 3:17; 4:19). Несомненно, Он мог предотвратить эти страдания, если бы захотел. С другой стороны, несколько мест Нового Завета утверждают, что, хотя люди и обладают некоторой свободой и могут иметь свои планы и желания, такие планы должны всегда принимать во внимание суверенную волю Бога. Господь всегда имеет свободу отклонить или отменить такие решения людей (напр. Деян. 18:21; Иак. 4:15; Рим. 15:32; 1 Кор. 4:19; 16:7).
К особой категории мы отнесли места, которые говорят о том, что Бог желает, но не определяет с неизменностью. Сообщая нам о намерениях Бога, эти отрывки Писания утверждают, что их результат находится в зависимости от ряда обстоятельств и других факторов – обычно от реакции или послушания человека. Слова «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10), по всей видимости, указывают на это. Хотя христиане молятся об осуществлении Божьей воли на земле, в сущности, она не всегда совершается. В цитате из Книги пророка Осии 6:6 Иисус говорит о Божьей воле: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13; 12:7). Однако часто людям не удается проявлять милость, и это противоречит Божьему желанию. Иисус горячо желал, чтобы иудеи Его дней покаялись и нашли убежище в Нем, но они не захотели этого (Мф. 23:37; Лк. 13:34). Господь желает (и даже делает все возможное для этого) освящения и воздержания от блуда (1 Фес. 4:3), добрых дел (1 Пет. 2:15) от Своих детей – и тем не менее последние иногда не слушаются Его. Божья воля для Его народа включает в себя постоянную радость, молитву и благодарение (1 Фес. 5:16-18). Цель жизни самопожертвования – исполнение благой, угодной и совершенной воли Божьей (Рим. 12:2). Вне всякого сомнения, христиане не исполняют Божью волю всегда и постоянно.
И Петр, и Павел утверждают, что Господь желает спасения всем людям. Господь не хочет, чтобы кто-то погиб (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9). И все же новозаветные авторы ясно говорят, что люди, которые не уверуют во Христа, погибнут в своих грехах. Эти разные места Писания описывают волю Божью, которая осуществляется не безоговорочно.
Временами, конечно, может быть трудно отнести определенный отрывок к одной из вышеизложенных категорий. Например, Евангелие от Матфея 18:14, где Иисус говорит, что Отец не желает, чтобы погиб «один из малых этих». Говорит ли этот отрывок о Божьей предопределяющей воле, чтобы «все малые эти» нашли, в конце концов, новое рождение и спасение – или он говорит просто о Божьем горячем желании, которое может быть и не осуществлено (ср. Ин. 6:38-40)? Решение этой богословской проблемы не соответствует цели данного раздела. Однако данный текст действительно помогает проиллюстрировать эти две категории и то, что поставлено на карту.
Когда речь идет об обеспечении спасения и определения благословений и преимуществ, язык новозаветных авторов становится повелительным. Господь постановил согласно Своей суверенной воле даровать спасение, и затем Он поручает Иисусу даровать спасение через Его человеческую жизнь, смерть и воскресение (Евр. 10:9-10). Он поставил за цель даровать Своему народу благодать и ожесточить и наказать неверующих. Он предназначил, или предопределил все то, что верующие будут иметь благодаря своему положению «во Христе». Мы можем проследить спасение и все, что оно влечет за собой, только благодаря благодатной воле Бога.
Божья воля не определяет конкретных людей, которые будут спасены. Язык «желания» включает в себя все, кроме избрания. Божья воля ничем не ограничивается. Господь желает, чтобы все были спасены, однако люди могут получить спасение только на Его условиях. Хотя Иисус желает явить Отца всем, только те, кто приходит к Нему по вере, находят Бога и спасение, которое Он предлагает. То, что некоторые не получают спасения, может быть объяснено только их нежеланием уверовать – их желанием жить согласно своей воле, но не Божьей. Если Господь желает спасти всех, Он еще больше желает даровать жизнь тем, кто поверит в Него. Это два несовместимых желания Бога. Они определяют инициативу Бога даровать спасение на Его условиях, а также свидетельствуют об обязанностях людей иметь веру во Христа. Господь делает намного больше, чем просто дарует спасение. Он «привлекает» людей (Ин. 6:44), чтобы они приходили ко Христу. В сущности, люди приходят ко Христу только потому, что Господь дает им такую возможность (Ин. 6:65). Однако такие действия Бога по привлечению и дарованию возможности не являются ни избирательными (только некоторые избраны к этому в строгом смысле слова), ни непреодолимыми. Распятие Христа было Божьим средством привлечения всех людей ко Христу (Ин. 12:32). Это было Божье обеспечение их спасения. Все могут откликнуться на предложение Бога, но они должны сделать это лишь путем доверия Христу. Так как Господь привлекает всех через Крест и желает, чтобы все покаялись в своих грехах и нашли спасение, Его воля не определяет точно, кто именно обретет спасение. Хотя Господь, несомненно, всегда знал тех, кто будет с Ним, и хотя Он избрал их как Тело Христово, каждый человек в отдельности должен покаяться и уверовать, чтобы именно в его жизни была осуществлена воля Божья.

Значение Божьей воли

Различные компоненты спасения, обеспеченные Господом для Своего народа, проистекают из Его определяющей воли. Господь решил послать Своего возлюбленного Сына, чтобы даровать искупление людям. Господу было угодно даровать спасение Своему народу. Господь исполнит Свой план как для Своего народа, так и для тех, кто отвергает спасение. Ничто ни может разрушить Его любящих намерений, которые Он Сам исполнит. Это должно быть источником уверенности и утешения для христиан. Павел сказал так: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Редко (если вообще когда-либо) мы можем ответить на навязчивые вопросы, начинающиеся со слова «почему», когда находимся посреди «всего», что мы называем испытаниями веры. Однако даже тяжелые и неожиданные страдания не означают, что верующий находится за пределами Божьего плана.
Что касается евангелизации, то мы видим из Библии, что Господь желает, чтобы все люди спаслись. Когда христиане свидетельствуют об Иисусе, они присоединяются к Богу в деле осуществления того поручения, которое находится в центре Его плана для созданных Им людей. Христос умер, чтобы все люди могли получить спасение. Как сказал Иоанн: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1 Ин. 2:2). Слишком легко для современной церкви стать безразличной к поручению нести Благую Весть миру. Очень важно, несут ли христиане Благую Весть – в соседние комнаты, в соседние дома… и на соседние континенты. Люди должны услышать Евангелие, представленное в соответствии с культурными особенностями того или иного народа и в понятной для его восприятия форме (так, чтобы это действительно было благой вестью), чтобы они могли откликнуться на Божественный призыв. Хотя мы не можем (как и Бог) заставить людей уверовать, мы должны донести им весть о спасении, чтобы они могли принять правильное решение. Господь желает спасения всем, но Он дарует это спасение только тем, кто доверится Христу. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в [Того], о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14).
Мы не можем относиться к евангелизации как к одному из вариантов, или возможностей донесения вести спасения к людям. Вера во Христа – вот единственный путь, посредством которого люди могут быть примирены с Богом. Неся Евангелие людям, мы радуем сердце Господа, потому что мы становимся его соработниками в осуществлении того, чего Он действительно желает.
Наше исследование позволило установить, чего еще Господь желает для Своего народа. Все зависит от нашего послушания. Подобно народу израильскому в древности, мы будем иметь или не иметь Божьи благословения в зависимости от нашего Ему послушания. Для людей, к которым Бог всегда благосклонен, это означает стремление поступать так, что Ему угодно. Современные христиане должны задуматься над вопросом послушания. Сегодня мы встречаем «верующих», заявляющих о своей воле как противоречащей воле Божьей. Их не волнует, что Господь заявил о Своем желании касательно их личной святости (включая и воздержание от блуда), – эти мнимые христиане открыто пренебрегают Божьей волей и поступают в соответствии со своими интересами.
Вместо того, чтобы творить добрые дела, к чему Господь их призвал, и для исполнения чего даровал способность, Божий народ часто эгоистично ищет только своего. Господь желает, чтобы Его люди были радостны и благодарны, но вместо этого Он часто находит раздраженных и постоянно жалующихся людей, которые не понимают, как они благословенны и богаты «во Христе». Если Он позволяет трудностям или нужде очистить или укрепить их веру, они начинают сомневаться в Его любви и мудрости. Вместо молящихся и полных доверия Ему детей Он видит высокомерных всезнаек, которые думают, что независимы от Него и самостоятельны.
Мы должны серьезно задуматься о том, как мы понимаем Господа и Его волю. Действительно ли мы любим Его? Любить Господа – это исполнять все Его заповеди и поручения, как сказал Иисус (Ин. 14:15; 15:14). В сущности, Иоанн пишет, человек не знает и не живет «во Христе», если он не выполняет Божьи поручения (1 Ин. 2:3-6; 3:10,24). Мы не рискуем относиться к Божьей воле безнаказанно. Павел напоминал коринфянам: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11:31). Нет никаких причин навлекать на себя Божий суд. Однако мы должны покаяться в своих грехах и исполнять Божью волю. Если же мы ее отвергнем, то не избежим наказания Божьего. Иоанн указывал на то, что Божьи повеления «не тяжки» (1 Ин. 5:3). Иисус убеждал Своих последователей, что Его «бремя легко» (Мф. 11:30). Да возрадуемся вместе с псалмопевцем, совершая Божью волю48! (48 См. напр. Пс. 1:2; 111:1; 118:16,24,47,70,77,143,174.)

 

 
Какое направление в протестантском богословии для вас ближе по духу?






 
Copyright © 2017. Феофил - друг Бога!. Powered by WMportal.com