«Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:1-4).
ГлавнаяСтатьи /  БОЖЬЕ ПРОВИДЕНИЕ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА
PDF Print E-mail

БОЖЬЕ ПРОВИДЕНИЕ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА

А.Прокопенко

I.    Определение термина в протестантском богословии.    
A.    Краткие выводы по наполнению общего значения  термина в богословии.    
B.    Понимание промысла между арминианами и кальвинистами в доктрине о спасении.    
1.    Свободная воля, провидение и поступки человека.    
a)    определение позиций.    
(1)    Кальвинизм:    
(2)    Арминиане:    
b)    Анализ позиции кальвинизма и арминианства в вопросах провидения и свободной воли че-ловека.    5
2.    Провидение и свободная воля в призыве к спасению.    
a)    Определение позиций.    
b)    Анализ позиций.    
3.    Провидение, свободная воля и стойкость святых.    
a)    Определение позиций.    
(1)    Кальвинисты.    
(2)    Арминиане    
II.    Библейское основание для определения взаимодействия Божественного провидения и сво-бодной воли.    
A.    Существование провидения Божья.    
B.    Границы Божественного провидения.    
a)    Власть Бога в природе    
b)    Власть Бога над случайностью    
c)    Власть Бога над человеческой историей.    
d)    Власть Бога над каждым человеком.    
e)    Прямое воздействие воли Божьей на волю человека.    
f)    Выводы:    
g)    Свободная воля в выборе спасения.    
III.    Заключение:    
a)    Выводы:    
b)    Выводы :    
Использованная литература.
Приложение А.    
Баптистское вероисповедание 1689г.    
Вестминестерское исповедание веры.    
Ещё одно понимание провидения в проповеди Джона Вудворда.    

Полный текст статьи в формате pdf вы можете прочитать или скачать здесь

 

 … Как соединить волю Божью как верховного правителя вселенной и свободу человека? Это проблема, волнуемая многих на протяжении веков.  …Почему одни люди выбирают веру и вечную жизнь, другие неверие во Христа, грех и как следствие этого вечную смерть?  Эти два вопроса являются фундаментальными в споре между учениями кальвинизма и арминианства. Хотя они не всегда буквально  звучат в полемике между приверженцами этого учения, но все разногласия скры-ваются именно в этих двух вопросах, которые сами по себе являются следствием всего лишь одной про-блемы: Как далеко простирается суверенная воля Божья во взаимоотношениях с человеком.  Действие Бога во вселенной, Его воздействие на мир для своих целей в соответствии со своим планом в бо-гословии принято называть провидением. Провидение – это Божественное управление миром. поэтому тот же  вопрос может быть сформулирован и по-другому: как Божественное провидение взаимодействует со свободной волей человека?
Термин «провидение» встречается иногда и в назидательной литературе для не искушённых в бого-словии верующих. На мой взгляд, этот термин пришёл к нам с запада. И его в основном используют люди, исповедующие в той или иной степени богословие кальвинизма. Во всяком случае, я узнал этот термин именно в литературе написанной такими людьми. И практически никогда не встречал его в литературе  ар-миниан, хотя большинство придерживающихся арминианской точки зрения на учение о спасении человека верят, так или иначе, в провидение.
В данном реферате делается попытка осветить  взгляд протестанского богословия на взаимодейст-вие Божьего провидения и свободной воли человека,  и дать некоторое библейское основание для правиль-ного понимания такого взаимодействия.   
  проблема Божьей власти над человеком актуальна ещё и потому, что сегодня есть верующие, при-знающие за Богом только право предвидения, но никак не активного участия в жизни человека.
I.    Определение термина в протестантском богословии.
A.    Краткие выводы по наполнению общего значения  термина в богословии.
За отсутствием места исследование помещено в приложении А. где можно увидеть понимание различными течениями вопроса о провидении. В общем можно сделать следующие выводы:
Провидение существует. Понятие провидения включает в себя следующее:
•    Божье управление. - Бог управляет всем. И людьми и природой.
•    Божью цель. - У Бога есть цель, согласно которой Он управляет миром. История всего сотворённого это продвижение к намеченной Богом цели.
•    Божье предопределение хода истории. - Бог не просто предвидит историю, но активно участвует в ней, предопределяя события, которые будут происходить в ней.
B.     Понимание промысла между арминианами и кальвинистами в доктрине о спа-сении.
Анализ делается в основном по книге Пикирилли «Кальвинизм, Арминианство и богословие спасения». Промысел здесь исследуется в его отношении с действиями людей. (хотя промысел в своей сущности включает в себя и действия Бога в природе и через природу)
1.    Свободная воля, провидение и поступки человека.
a)    определение позиций.
(1)     Кальвинизм:
«Его знание являет Его волю».   Это значит, что Бог рассмотрев все возможные последствия своих реше-ний, которые Он мог бы принять в отношении вселенной и человека, Он выбрал одно из возможных, кото-рое запустил в движение. Другими словами: Бог знает будущее, потому что Он  предвидел все возможные течения будущего и определил конкретное. То, что именно сейчас и происходит. Поэтому, всё что будет, будет несомненно, потому что Он этого захотел.  Бог претворяет в жизнь свой промысел, в котором Он оп-ределил всё, в том числе и поступки людей. Нет никакой альтернативы. У человека нет возможности вы-брать, то, что неугодно Богу. Из нескольких вариантов своих действий человек выберет тот вариант, кото-рый Бог предназначил ему выбрать.
В отношении поступков свободных людей кальвинисты встают в тупик. Как Бог определяет поступки лю-дей, и всё же их действия остаются свободными? По этому вопросу Пикирилли считает, что кальвинисты мыслят  буквально следующее. Существует два типа свободных действий: 1. грешные деяния, промысел позволяет их, человеку дозволяется сделать грех. 2. добрые дела непосредственно возбуждаются Богом.  В обоих случаях поступок свободен – в смысле доброволен, и человек обладает свободой воли и действия. «В обоих случаях для нас остаётся тайной, «как» это происходит; мы не понимаем, ни как можно позволить действие, не вызывая его, ни как положительное влияние Бога на человеческую волю может быть эффек-тивным, не ограничивая истинной свободы человека».
У кальвинистов нет единого мнения на способ преодоления такого логического тупика. Поэтому есть неко-торые, которые говорят, что человек пал полностью, не способен ни на что доброе, и если бы Бог не вме-шался то, выбирал только грех. Всякое доброе дело у человека следует предписывать благодатному воздей-ствию Бога на его полностью испорченную волю. Другие считают, что человек, хотя полностью испорчен, всё же сохранил в себе в некотором смысле образ Божий, поэтому может иногда совершать добрые с мо-ральной точки зрения поступки. Злые же дела он совершает из-за своей испорченной природы, Бог только допускает такие действия, никак не воздействуя на него. Есть третья категория. Они утверждают, что Бог действует активно и в случае греха у человека и в случае добрых дел. Он предписывает человеку совершать то или иное действие. Это крайняя позиция многими кальвинистами сегодня не разделяемая.
Андрей Чумакин, в своём обзоре о доктринах кальвинизма и арминианства пишет, что Кальвин считал сле-дующим образом: ««Зло или грех является злом или грехом для человека, поскольку человеку дан закон – ветхозаветный и евангельский. А для Бога это не является злом. Кальвин приводил такие аналогии: роди-тели запрещают детям трогать чашку с мёдом, и если  дети её тронут, то совершат, безусловно, зло и греховный поступок; но если родители подойдут и съедят весь мёд, то в этом никакого зла и греха не бу-дет.» Путём таких аналогий Кальвин ставил Бога за пределы всякой нравственной оценки, за пределы различения добра и зла,  которое он  применял вообще только к природе человека.»
В своей книге «Христианское Богословие»  Милард Эриксон приводит позицию Гордона Кларка, которого Эриксон называет твёрдым кальвинистом. Гордон Кларк заявляет,  что человеческая воля не свободна. Он отвергает идею дозволяющей (попускающей) воли Божьей, как её определяют арминиане, чтобы объяснить существование греха.  Кларк делает разграничение на указующую и распорядительную волю Божью. Де-сять заповедей – это то, что Бог повелевает делать. Это указующая воля. Но причиной любого действия, в том числе и несоблюдения этих заповедей, является распорядительная воля. Кларк пишет: «На первый взгляд может показаться странным, что Бог отдаёт распоряжение совершить аморальное действие, но Библия показывает нам, что Он это делает».  Относительно того может ли  Бог быть причиной греха, Кларк говорит следующее: «1. что бы Бог ни делал, Его действие справедливо и праведно просто потому, что Он совершает его. Над Богом нет закона, который запрещал бы Ему принимать решения о соверше-нии греховных поступков. Грех есть нарушение Божьего закона или недостаточное подчинение ему. Но сам Бог – над законом. Он по определению является критерием и мерилом правильности и праведности. 2. Верно, что для человека греховно побуждать или пытаться побуждать другого человека к греху, но для Бога побуждение человека к греху не грех. Взаимоотношения между людьми отличаются от взаимоот-ношений между Богом и человеком, точно так же как соотношение человека с законом Божьим отлича-ется от соотношения Бога с этим законом. Бог есть Творец всего, и Он обладает над творением абсо-лютными и ничем не ограниченными правами. Его никто не может наказать. 3. законы, которые Бог на-лагает на человека, к Нему Самому в буквальном смысле неприменимы. Например, Он не может украсть, ибо всё принадлежит Ему. Ему не у кого красть. 4. в Библии прямо говорится, что Бог побуждал пророков говорить ложь (2Пар.18  20-22) подобные случаи никоим образом не следует рассматривать как несо-вместимые с утверждениями Библии, что Бог свободен от греха. Некто Уильям Оккама был убеждён, что Бог мог бы иначе решить вопрос о том, что правильно, а что неправильно» . Это крайний кальви-низм. В дальнейшем, говоря о кальвинизме, мы не будем иметь ввиду такую позицию, так как далеко не все кальвинисты придерживаются таких взглядов.
Мы видим трудность в позиции кальвинистов в отношении Бога к греху. И есть два способа,  которыми они пытаются разрешить эту проблему. 1. Бог попускает грех. 2. Бог побуждает делать грех.
В отношении добрых дел так же две позиции: 1. всякое доброе деяние в человеке от Бога. 2. хотя человек полностью испорчен, он сохраняет в себе, хотя испорченный, но всё же образ Божий, поэтому иногда мо-жет совершать добрые с точки зрения морали поступки. Но общим для всех кальвинистов является убеж-дение, что человек сам не в состоянии принять спасение от Бога, он не способен на положительный ответ Евангелию.
(2)     Арминиане:
 есть множество вариантов развития событий. Не всё зависит от Бога. Арминий писал  «Так как Бог, в  Сво-ей безграничной мудрости, видел вечно, что человек в какой-то момент переживёт грехопадение, это слу-чилось несомненно, только по отношению к Его предвидению, но не по отношению к какому-то ещё акту божественной воли». Он продолжает разделяя «то, что делается несомненно, и то что делается неиз-бежно. Первое зависит от неограниченности божественного знания, второе – от действия Его воли».  Первое, говорит он, «связано только со знанием Бога…».    
Бог, по мнению арминиан, учёл в своём плане все свободные действия людей, построив свой план в соот-ветствии с выбором сделанным людьми. Поэтому, в случае греха Бог просто допускает его. В случае доб-рых дел человек, сохранив в  себе, хотя испорченный, но образ Божий, способен на моральные поступки. Хотя в отношении своего положения перед Богом является полностью  испорченным духовно, человек спо-собен откликнуться на призыв Божий в Евангелии. 
b)    Анализ позиции кальвинизма и арминианства в вопросах провиде-ния и свободной воли человека.
Если я правильно понял Пикирилли ( не позицию арминиан и нашего братства), его мнение по поводу уче-ния арминиан, то получается что Бог  просто смотрит на то что выбирает человек. Человек решает, а Бог подстраивается под действия человека. Такой взгляд, как мне показалось, разделяет сам Пикирилли.   Как верно подмечают кальвинисты, человек получается законодателем, а Бог подчинённым.
История в таком виде представляется достаточно  случайным стечением обстоятельств, что-то в ней проис-ходит неизбежно, потому что Бог не оставил выбора человеку, что-то просто потому что человек так ре-шил.  Однако не все арминиане придерживаются этого взгляда. Похоже, что сам Арминий так не верил. Пикирилли пишет: «Как и кальвинисты, арминиане охотно соглашаются, что не существует ничего, что Бог бы не  контролировал. Всё происходит в соответствии с Его замыслом. Воле Его невозможно препят-ствовать. Однако человек всё равно свободно выбирает между истинно допустимыми решениями. Арми-ний сказал: «я считаю, что в подчинении у Божественного Провидения находятся и свободная воля, и да-же действия разумных существ, так что ничто не может быть сделано без участия воли Божьей, даже то, что сопротивляется ей» .
Тупик в который, на мой взгляд, встают арминиане:  Как же  выражается этот контроль? В чем, по мнению Арминия, проявляется контроль над волей человека со стороны Бога? Ведь любое Божье воздействие на волю человека будет считаться арминианами (во всяком случае, так как представил Пикирилли) воздейст-вием на свободу выбора и соответственно насилием над человеком. И если все действия людей определяют люди, как Бог осуществляет свои действия в мире? Он не может быть ни пастырем, ни защитником, потому что Он не властен над решениями людей. Что бы Он ни делал, по мнению арминиан, люди могут делать то, что решат они.
Если же представить, что Бог делает всё, что бы привести человека к нужному решению для Бога (не к гре-ху), то тогда в чём отличие от взглядов кальвинизма? Разве только в методах, которыми Бог достигает нужного результата.… Похоже, что, по мнению арминиан Бог может воздействовать на волю человека только через внешние обстоятельства. Или же подсказывать человеку правильный выбор, например, Духом Святым в возрождённом сердце.  Но ничего более.
Кальвинисты в таком случае отличаются от арминиан тем, что идут немного дальше в возможностях воз-действия Бога на волю человека. Они утверждают, что Бог не просто подсказывает, но убеждает и достига-ет нужного Ему результата, возбуждает желание, которое человек обязательно исполняет. Так происходит всегда, по мнению кальвинистов.
В случае греха позиции кальвинистов и арминиан во многом похожи. Бог допустил грех в человеке. Он не инициировал его. За исключением очень крайних кальвинистов.
На первый взгляд может показаться, что отличия почти нет. Анализ позиций затрудняется ещё и тем, что и у кальвинистов и у арминиан нет даже в своих лагерях единства. Часто их мнения могут пересекаться. Но всё же есть 2 важных различия, которые бывает трудно уловить и сформулировать, но которые являются определяющими в различиях позиций двух сторон:
1. Кальвинисты говорят – человек сделал грех, потому что Бог определил ему сделать грех, но Бог не будет инициатором греха, человек добровольно в силу греховной природы выберет этот поступок.
И Бог либо допускает грех, либо может уберечь человека от совершения греха, либо ограничить его дейст-вие, в соответствии со Своим планом.  
Арминиане говорят – человек сам выбрал грех, и Бог не предопределял этого в своём плане, но, предвидев грех, допустил его, и построил план в соответствии с желанием человека.
Здесь правда следует учитывать, что сама возможность выбора предоставляется Богом, он создаёт условия выбора, например, голод  и возможность украсть еду, потому что она есть в магазине. Бог в соответствии с провидением предоставляет условия, допускает выбор, а потом действует в соответствии с решением чело-века.
Кальвинисты говорят: человек согрешил в соответствии с планом, построенном Богом, но всё же его дейст-вия добровольны. Как это соединить для них тайна. Арминиане говорят: человек согрешил, потому что вы-брал этот путь. Бог только учёл это в своём плане.  И Бог либо допускает грех, либо может уберечь челове-ка от совершения греха, либо ограничить его действие. 
2. Второе основополагающее утверждение в позиции кальвинистов.  Человек хотя и грешит добровольно, но действует в соответствии с планом, составленным Богом. Если бы Богу было неугодно в Его плане, что бы человек согрешил при тех же условиях в тех же обстоятельствах, он бы не согрешил. Бог предопределя-ет, что человек сделает. Это не зависит от человека. Эриксон пишет: «кальвинисты считают, что логиче-ски изначален Божий план, а человеческие решения и дела – следствие его. В конкретном вопросе о приня-тии или отвержении спасения Бог в Своем плане установил, что кто-то уверует и примет предложение вечной жизни. Он знает, как это будет происходить, потому что Сам принял такое решение. Это отно-сится и ко всем другим решениям и действиям людей. Бог не зависит от человеческих решений. Суть, сле-довательно, не в том, что Бог предвидит действия людей, и не в том, что Он избирает к вечной жизни тех, кто, как Он знает , уверует. Суть в том, что Его решение делает обязательными определённые дей-ствия всех людей». 
Если Богослов утверждает, что он кальвинист он обязательно должен придерживаться этих двух пунктов, или он заблуждается в своём понимании кальвинизма.  Эти два утверждения являются ключом к понима-нию сути различия в определении провидения между арминианами и кальвинистами. 
Взгляды арминиан и кальвинистов на ниже следующие пункты в исследовании взаимоотношении провидения и свободной воли в спасении полностью опираются на понимание свободы человека в его дей-ствиях, что было обсуждено выше.
2.    Провидение и свободная воля в призыве к спасению.
a)    Определение позиций.
И кальвинисты и арминиане остаются здесь верными своим взглядам в вопросе свободной воли. То как они определяют зависимость провидения от свободной воли в действиях людей, так  обе стороны решают и во-прос ответа на призыв к спасению. Их взгляды здесь полностью соответствуют их взглядам на свободу  че-ловека вообще в своих действиях. Кальвинисты считают, что человек сам  не может выбрать Бога в ответ на Его призыв к спасению, арминиане считают, что человек сам отвечает на призыв Бога к спасению. И те, и другие считают, что такой призыв необходим. Без этого никто не может прийти к Богу.
Лерой Форлайнс объясняет позицию арминиан: «имеет ли греховный человек свободную волю? Если по-томки Адама не обладают в определённом смысле свободой воли, значит, они утратили  свой личностный характер. Способность к выбору, или воля,  - это неотъемлемое качество личности. Воля же может вы-бирать и действовать лишь в той степени, в какой она является свободной…
    …я не считаю, что греховный человек может избрать Христа без помощи Святого Духа. Но я считаю, что независимо от силы  действия Святого Духа положительный либо отрицательный ответ человека – это его собственное решение».
Кальвинисты придерживаются иной точки зрения на свободу человека, а именно «весь род человеческий потерян в грехе. На первый  план они выдвигают представление о полной греховности: каждый человек настолько греховен, что не способен откликнуться ни какое предложение благодати»  и как следствие у них возникает учение об ограниченном искуплении и об ограниченном избрании к спасению. Проблема ог-раниченного искупления и избрания вытекает из понимания, что человек сам не может обрести спасение, и тогда возникает вопрос: почему, если спасение целиком от Бога, не все спасены? На этот  вопрос у кальви-нистов есть разные направления ответов. Одни говорят: «Христос умер только за избранных, иначе все должны быть спасены, и только те, кто избраны примут жертву Христа» - это ограниченное искупление и избрание. другие говорят: «нет, Христос умер за всех, это общая благодать. Но принять это спасение могут только избранные, те, которых Бог определил, чтобы они избрали. Это Его избирающая благодать» - это неограниченное искупление и ограниченное избрание. Все кальвинисты сходятся в вопросе ограниченного избрания. 
b)    Анализ позиций.
Вопрос призыва к грешнику со стороны Бога, на мой взгляд, это на самом деле это вопрос открове-ния Бога человеку. Если Бог не будет явлен человеку в откровении, то никто не придёт к Богу, человек про-сто не будет знать о нём. Поэтому в позиции обеих сторон в этом вопросе наблюдается единство.
В отношении предизбрания понятна позиция кальвинистов, если они считают, что  всякое доброе дело в человеке – от Бога. Но хочется задать вопрос тем, кто считает человека до определённой степени со-хранившим способность к моральным поступкам: почему же тогда люди не могут сами выбрать спасение, если у них всё же есть способность выбирать между добром и злом? Ответ на том основании, что человек духовно мёртв, не может служить достаточным аргументом, потому что и арминиане так же считают  чело-века духовно мёртвым, однако всё же оставляют право выбора за человеком. Суть вопроса здесь в понима-нии учения о духовной смерти человека.
Позиция арминиан вообще не вызывает никаких вопросов. Раз человек свободен, он и решает быть ему спасённым Богом или нет.
3.    Провидение, свободная воля и стойкость святых.
a)    Определение позиций.
Взгляд на стойкость святых, или другими словами сохранение спасения до конца так же основывается на понимании свободы воли у человека. 
(1)    Кальвинисты.
Твёрдая уверенность, спасённый - спасён навсегда. Он не может окончательно отпасть. Как учение о безус-ловном предизбрании логически следует из кальвинисткой трактовки промысла Божья так   следствием безусловного предизбрания логически является вечное спасение. Вот как это объясняет Эриксон. «посколь-ку Бог из массы падшего человечества избрал отдельных индивидуумов для получения вечной жизни и по-скольку эти избранные должны обязательно получить вечную жизнь, из этого следует необратимость их спасения. Если бы избранный в какой-то момент потерял право на спасение, это означало бы неэффек-тивность Божьего избрания к вечной жизни»  и поспешно  добавляет, что в пользу такого взгляда гово-рит не только логика, но и многочисленные места Писания.
(2)    Арминиане
Их позиция проста  и понятна. Если человек имеет свободную волю, значит, он может и отвергнуть своё спасение.
II.    Библейское основание для определения взаимодействия Божественного про-видения и свободной воли.
A.    Существование провидения Божья.
Библия однозначно говорит о существовании плана Божьего и Божьего активного действия в творении.
•    Иов называет Бога провидением. Иов. 38 2. то есть переносит на Бога то действие, которое Он вы-полняет.
•    Ис. 14  24,26,27.   24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я оп-ределил, так и состоится… …26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простер-тая на все народы,  27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,-- и кто отвратит ее? Бог управляет миром.
•    Ис. 37 26.  - Бог предначертал действие ассирийского царя Сенахирима в завоевании народов.
•    Ис.46  11. у Бога есть план и Он его выполнит.
•    в истории спасения. Мтф26 24. то, что происходит в жизни Христа, было запланировано в вечности и открыто в Ветхом Завете.  Так же Деян.4  27,28. Еф.1гл.
•    В том, что происходит в мире. Мрк.13  7,10.
B.    Границы Божественного провидения.
Иов верит во всемогущество Бога и Его действие в мире. Иов 42:2-3.  2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. 3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал
a)    Власть Бога в природе
Божье провидение в природе открыто в благословениях и проклятиях Израильскому народу. Втор.28.  В ча-стности  Втор. 28  3,5,8,11,12, 16,17,23,24 и т.д.  Бог способен увеличивать урожай или уменьшать, давать дождь или засуху, посылать болезни, вредителей. Давать детей или закрывать чрево. Всё это однозначно приписывается Богу во всём Ветхом Завете и не только во Второзаконии Богу.
b)    Власть Бога над случайностью
Прит.17.1  В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. 
c)    Власть Бога над человеческой историей.
•    Власть Бога над народами и их судьбами. Ис. 14  24,26,27.  Иер.49  20; 50,45.  Мих.4  12. Дан.4  24,25 Ис.10  13.  Ис.10  12-15.  Иов.12  23. 
•    Деян. 17  26. 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу зем-ли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,  27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:  28 ибо мы Им живем и движемся и существу-ем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род ".
•    Иеремия свидетельствует: Иер.10  23.  Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам свои.  То что Израиль падёт пред своими врагами и даже сам факт их нападения предопределены Богом, и объявлены Богом Израилю ещё Моисеем Вт.28гл.
d)    Власть Бога над каждым человеком. 
•    Дан.2  21. 1 Цар.2  6,7;  2  25(они  не слушали потому что…); 10  9-11.
•    Пр.19  21. 21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. 
•    Господь управляет принятием решений. Прит.16  9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
•     Пр.21 1. Сердце Царя -- в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
•    Фил.2  13.  потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. Бог возбуждает желание, и производит угодную Ему степень эффективности действия. Выбор, однако, в дан-ном случае состоит за человеком принять желание и начать действие.
e)    Прямое воздействие воли Божьей на волю человека.
•    История воцарения Ровоама сына Соломона. 3 Цар.12  15.   15 И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову.
•    История фараона. Рим.9  17. Исх.3  19;  4  21.  21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвра-тишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
•    История Кира. Исаия 45  1-13. Бог прямо заявляет, что Он Господь над всеми, в том числе и над Ки-ром. Он Господь даже над светом и тьмой. Это утверждение приведено для того, чтобы показать, что власть над Киром нечто вовсе незатруднительное для Бога. Бог говорит, что  Кир отпустит народ, потому что Бог так решил. Видим прямое воздействие на волю. То, что сделает Господь с  Израилем, будет уроком для тех, кто препирается с Господом и не считает Его Господином и над людьми.
•    Артарксеркс. Ездр.7 27-8  1. 27 Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя-- украсить дом Господень, который в Иерусалиме,  28 и склонивший на меня милость царя и советников его, и всех могущественных князей царя! И я ободрился, ибо рука Господа Бога моего [была] надо мною, и со-брал я глав Израиля, чтоб они пошли со мною.  Явно, что Ездра верил в то, что именно Бог склонил царя и советников к милости по отношению к Ездре.
•    Бог возбудил милость Египтян, и они отдали свои драгоценности Израилю. Исх.12  35,36.
f)    Выводы:
1.    Приведённые выше выдержки из Писания однозначно говорят в пользу того, что существует Божье провидение. Бог действительно эффективно управляет природой в соответствии со Своим планом.
2.    Нет случайностей, даже жребий – решение от Господа.
3.    Следует признать, что Бог управляет и историей, как Израиля, так и других народов.
4.    следует признать, что Бог владычествует и над каждым человеком, определяя какие действия он мо-жет произвести. Из всех человеческих планов и решений сбудется только определённое Господом. Бог вла-дычествует и над самим человеком, а именно над его здоровьем, физическими силами, и над всеми обстоя-тельствами его жизни, определяя их.
5.    Возможно прямое воздействие Бога на волю человека. Чтобы производить нужные Ему действия в мире людей. Чем значительнее человек в мире людей, тем возможно больше ему придётся выполнять волю Божью, даже не подозревая что  управляется Господом. Сердце царя в руке Бога, и Он куда хочет направ-ляет его.
6.    Бог не ограничивает свободу выбора, но ограничивает свободу действия (Пр.19  21) на правах Твор-ца. Возможно, Он это делает потому, что у Бога мы не одни, и Он должен ограничивать наше влияние на мир в соответствии со Своим планом. Грешный  человек опасен.  Другими словами человек может прини-мать самостоятельные решения, но воплотить их в жизнь может только с разрешения Господа. Как сказал Пикирилли «человек таким образом действующее лицо вселенной делают его таковым Бог не единствен-ный, кто проявляет во вселенной активность…» 
7.    если принять что Бог не ограничивает свободу выбора людей, но ограничивает свободу действий, ес-ли принять, что Бог, в отдельных случаях может оказывать прямое воздействие на волю людей, и верую-щих и неверующих, то надо признать, что Бог действительно управляет всем Творением. Он может пред-видеть действия людей, Он может их спланировать и запустить собственной волей. Он может осуществить слова «любящим Бога всё содействует ко благу», потому что Он Божественный цензор, допускающий в нашу жизнь только то, что принесёт нам благо. Он может направить нас в нужное русло, он может побу-дить людей делать то, что Ему нужно, что будет для нашего блага. Точно так же как Он расположил сердце царя Артарксеркса и сердца его советников, во времена Ездры.
Я  не знаю, согласятся ли все арминиане с предложенными выводами. Мне кажется, что Пикирилли, против какого то бы не было воздействия на волю человека. В его понимании это насилие. Кальвинисты, возмож-но, согласились бы с такими выводами относительно Божьего провидения, но поспешили бы добавить, что человек имеет свободу воли только в «обычных делах», но невозрождённый человек  не может выбрать Бо-га, даже обладая свободой воли, потому что он духовно мёртв. Как в реальности происходит обращение людей к Богу? Это подлинно свободный процесс со стороны человека, или Бог напрямую воздействует на его волю, возрождая её и делая неизбежным правильный выбор в пользу вечного спасения?
Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к другим аргументам.
g)    Свободная воля в выборе спасения.
Библия утверждает, что Бог хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины 1 Тим.2  4.  так же
 2 Пет.3  9. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
 2 Пет.2 1. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. Даже этих  мест Писания дос-таточно, чтобы, взглянув без очков богословских учений понять, что Бог хочет, чтобы любой человек был спасён. Даже многие кальвинисты признают идею всеобщего искупления. Например, Райри, Эриксон.  По-чему же не все спасены? Кальвинисты говорят, потому что Бог решил спасти некоторых, арминиане гово-рят, что человек сам решает вопрос своего спасения в ответ на предложения Бога. В понимании этого во-проса на первый план выходит вопрос воли Бога. А именно, является ли желание Бога спасти всех людей желанием его природы, или нет. На мой взгляд, Его воля в этом вопросе – прямое следствие Его природы как любящего Бога. Я не согласен с Кальвином и с остальными кальвинистами, что Бог выше законов и по-нятия морали для Него не существует. Если же Бог действительно хотел спасти человека и у него есть все средства чтобы оживить Его и навсегда сделать добровольно послушным Себе, то почему Бог этого не сде-лал? Как мы оценим врача, прошедшего мимо человека лежащего без сознания и нуждающегося в экстрен-ной помощи? С нашей точки зрения это аморально. Однако кальвинисты признают, что хотя у Бога есть все средства, Он действительно врач могущий помочь,  но Он прошел мимо большинства на этой зем-ле…Авраам однажды спросил у Бога: «Судья всей земли поступит ли неправосудно?»  Быт.18  25. Можно ли представить Бога проходящим мимо в притче о добром самарянине? Бог через пророка Иезикииля гово-рит: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Из-раилев? Если Бог хочет, то Он и делает, иначе это раздвоение личности. Конечно, есть указующая, желаю-щая и дозволяющая воля Божья. Но воля которая соответствует природе Бога будет пользоваться приори-тетом. Это первые две воли. Желание спасения это желающая воля (определение моё) В данном реферате не ставится цель рассуждать подробнее о воле Бога. Данных стихов думаю, вполне достаточно, чтобы ут-верждать, что в вопросе спасения Бог делает всё от Него зависящее для спасения грешника. Почему же не все спасены? Ответ очевиден. Бог учитывает нечто ещё кроме Своей воли (воль). Я думаю это нечто, не другая воля Бога,  скрытая от глаз людей в вечности, но это воля человека, которая принимает решение. Да простят меня кальвинисты, но их позиция для меня это оскорбление Бога и смерти Христа. Смерть Христа как выражение любви и желания спасти грешника представляется мне лицемерием со стороны Бога, если Бог способен привлечь ко Христу всех и обеспечить им праведную добровольную возрождённую жизнь и не делает этого.
В отношении потери спасения, если мы признаём свободу выбора за человеком, то тогда не представляется чем-то удивительным, что Бог предупреждает об опасности отвергнуть Бога однажды спасёнными. Что бы ни утверждали кальвинисты, толкуя Послание к Евреям, здравое исследование говорит о возможности, хо-тя бы теоретически потери спасения. Однако это вопрос требует отдельного исследования. Сейчас же дос-таточно заметить, что и здесь действует принцип свободы воли у человека.
III.    Заключение:
Кальвинистская модель Божьего провидения, хотя и стройна и имеет много логики, не верна в своей сути. Кальвинисты, мягко говоря, недооценивают роль свободной воли в вопросе спасения человека. Их взгляд противоречит Библии.
Арминиане в свою очередь имеют тенденцию недооценивать Божье управление миром. Они тяготеют к то-му, что бы поставить человека во главу вселенной, а Бога как мусорщика, который подметает издержки жизнедеятельности грешного человека, Который умудряется сохранять нужную Ему чистоту (план и цель творения) несмотря на все действия людей. То, что арминиане склонны недооценивать Божье провидение видно хотя бы из того, что они практически не используют этот термин в своей литературе. Однако в во-просе свободы выбора арминиане занимают верную позицию.
 В отношении взаимодействия Божьего провидения и свободной воли можно сделать следующие выводы:
a)    Выводы:
1.    Бог активно участвует в своём творении и после сотворения.
2.    Он предоставляет свободу человеку в выборе греха или послушания воли Божьей.
3.    Он предоставляет право человеку быть спасённым или погибнуть.
4.    Он позволяет человеку совершать свободные действия в соответствии со Своей волей.
5.    На правах Правителя мира Он контролирует любое проявление воли человека, будь то в словах или в делах. Он может допустить действие, ограничить его или запретить. В целях Его управления человеческой истории для своей цели в соответствии со своим планом, Он может прямо воздействовать на волю челове-ка. Но Он не делает этого, если это касается вопросов взаимоотношения Бога и человека. В вопросах влия-ния людей друг на друга и историю Бог оставляет за собой право вмешиваться и творить историю по сво-ему произволу. Следует однако заметить, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.
b)    Выводы :
 Понимание взаимодействия промысла и свободной воли влияет на понимание всего богословия и может являться основой в рассуждениях об обратимости возрождения. Будет  влиять на понимание доктрины гре-ха и полной испорченности, на понимание положения человека как личности, ответственной перед Богом. Если человек имеет свободу выбора то, можно ставить вопрос  о «стойкости святых до конца»
Так же рассуждение о Божьем провидении может укрепить в вере и в надежде на Бога как на любящего Пастыря…
Псалом 22.  Псалом Давида. Господь-- Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:  2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,  3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.  4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, по-тому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох-- они успокаивают меня.  5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.  6 Так, бла-гость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем мно-гие дни.  




Использованная литература.
1.    Пикирилли Роберт «Кальвинизм, арминианство и богословие спасения» Христианское обще-ство «Библия для всех 2002г.
2.    Райри Чарльз. «Основы Богословия» Библейский Педагогический Институт 2000г.
3.    Тиссен Генри Кларенс «Лекции По Систематическому Богословию» Христианское общество «Библия для всех 1994г
4.    Форлайнс Лерой «Библейская систематика» Христианское общество «Библия для всех 1996г.
5.    Чумакин Андрей «доктрины кальвинизма и арминианства» Библейский институт1999г
6.    Эриксон Милард «Христианское Богословие» Сант-Петербургский Христианский Универси-тет.1999г.
Приложение А.
Баптистское вероисповедание 1689г.
Согласно книге Уолдрона Самуэля, "Комментарий к баптистскому вероисповеданию 1689 года" 
5. О Божественном провидении
1. Бог, благой Создатель всего, в Своей безграничной силе и  мудрости поддерживает, направляет, распоряжается и управляет всем материальным миром и всеми тварями от самых великих до самых малых посредством Своего пре-мудрого и святого                  провидения, достигая той цели, для которой они были сотворены, в соответствии с Его безошибочным предвидением (предузнанием) и свободным, неизменным изволением Его                   собственной во-ли, к похвале славы Его мудрости, силы, праведливости, безграничной доброты и милости.
Вестминестерское исповедание веры.
«Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал, не имеет надобности в получении славы от них, ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Не-му. Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угод-но. Пред Его очами все открыто и явлено; Его знание безгранично, безошибочно и не зависит от творений, – поэтому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного».
«Бог в господстве Своём определил  в вечности всё, что произойдёт, и осуществляет Свою всевышнюю волю в Своём творении, как естественном, так и духовном, согласно Своему предначертанному замыслу». 
Ещё одно понимание провидения в проповеди Джона Вудворда.
Она была помещена  на одном из христианских сайтов.
Джон Вудворд.Неважно, в каком месте планеты ты живешь,- ты можешь жить в провидении. Фактически, все живут под Божьем провидением - не важно, знают они о том или нет! Как утверждается в Еф.1:11: В Нем мы и сделались на-следниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей,(Ефесянам 1:11). В то же время, многие живут так, как будто их жизнь - это сплошные случайности. Вместо доверия мудрому Божьему провидению они пытаются подружиться с Госпожой удачей". Печально, но часто и верующие стают  жерт-вой такого взгляда. Тогда, что же мы имеем в виду под провидением Божиим? Вот его теологическое определение: Божье действие, которым Он сохраняет все Свое творение; оно действенно во всем, что происходит в мире и направ-ляет все к предназначенному концу. В этой истине есть таинственная часть, та, что Бог не является автором греха: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иа-кова 1:13) И хотя Сатана тоже является активной силой, но он не  может переступить того, что предписывает воля Божья (Иов 1,2) В молитве которой молились верующие, приведенной в Деян.4:27-28, мы видим поразительный при-мер, каким образом Бог провидчески управляе т и в то же время требует отчета за свободный выбор: Ибо поистине  собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса,   помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. (Деяния 4:27-28) Жить в провидении Божьем - это значит верить в три таких принципа: 1. Бог бережет то, что Он создал. 2. Бог использует по-средников (таких как силы природы и действия людей) для совершения Своих планов. Можно увидеть действие про-видения в бедствиях (Ам.3:6); можно увидеть, как Бог ведет верующего к зрелости (Фил.2:13) 3. Бог правит физиче-ской и духовной сферами сотворенной Им вселенной: (Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. (Псалтирь 103:19, а также Дан.4:13; 1Тим.6:15).

 

 
Какое направление в протестантском богословии для вас ближе по духу?






 
Copyright © 2017. Феофил - друг Бога!. Powered by WMportal.com